СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с буквой Ь. Особенности буквы Ь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Русский язык: обучение грамоте.   

УМК: Школа XXI век

Тема урока: Знакомство с буквой  Ь. Особенности буквы  Ь.

Класс: 1

Планируемые результаты:

Личностные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно; осуществляют самоконтроль работы.

       Метапредметные:

 Познавательные УУД:  общеучебные – усвоение обозначения мягкости согласных с помощью ь; понимание    смыслоразличительных  функций твердых и мягких согласных звуков; овладение навыком чтения слов  с  ь;   логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; классификация звуков по  заданному   основанию.

 Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и  результат  действия.

 Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические и орфоэпические нормы устной речи.

Предметные: знают почему отсутствует звуковое обозначения у буквы ь; соотношение звуков и букв в словах типа гусь; функция ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука; умеют проводить сопоставление звуков по твердости-мягкости; определять смыслоразличительные функции твердых и мягких согласных звуков,  влияние ь на значение слова (угол-уголь); получать возможность научиться читать слова с ь- показателем мягкости согласных звуков.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки.

 

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы работы

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

 

Включение в деловой ритм.

-Вот книга школьная – «Букварь»:

 Рисунки, буквы, точки,

 Коротенькие строчки.

 Тому, кто хочет много знать,

 Кто хочет книги прочитать

 Про горы и долины,

 Про реки, звезды и моря –

 Не обойтись без «Букваря».

И сегодня мы отправляемся в путешествие за новой буквой. Нас ждет много нового и интересного. Итак, в путь по стране Букварии.

Включаются в учебную деятельность.

Дети получают эмоциональный настрой.

 

Форма работы: фронтальная.

Метод: словесный.

 

 

 

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

 

2.  Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной доской (Слайд 1)

-Жили-были в Букваре буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.  Вот как-то раз С пошла в гости к Я (Согласная из синего домика пошла к гласной из красного. Соединяю буквы). Прочитайте, ребята, что получилось.

С к Я, 

Л к Е ,

К к Ю,

Т к Ё

- Какие стали согласные?

-Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на букву Ы (Слайд 2), только без палочки (прикасаюсь к палочке, она исчезает),  с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

-Что ты за буква? — возмущались они.

-Вот эта буква, ребята. А кто знает, как называется эта буква? (Это буква мягкий знак).

-Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала. И никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слово. Но оно зашифровано загадкой.

По траве он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки.    (Гусь)

Стали буквы составлять слово гусь.  (Слайд2.  Ссылка (рисунок гуся) на презентацию в формате Power Point).

ГУС— получается

— Что-то у нас не получается! — говорили буквы.

 — Звук [с'] в слове «ГУСЬ» мягкий, а у нас твердый.

Буква И вдруг говорит:

— Встану я и обозначу мягкость С, — и быстро пристроилась в конце. (открываю букву И)

— Но что  получилось?  (ГУСИ)

Но нужно было составить слово « ГУСЬ».

— Лучше я встану, — сказала буква Я. (вставляю в слово ГУС букву Я).

-Прочитайте, что получилось. (ГУСЯ)

-У нас опять ничего не получиться, ведь ты обозначаешь звук [а], - сказали буквы.

 

 

 

Дети хором читают.

(СЯ)

(ЛЕ)

(КЮ)

(ТЁ)

Ответы детей.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение получившихся слов

 

 

 

Форма работа:

фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

формируем умение извлекать информацию из текста;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. 

-Что же делать? Ребята, подскажите! (надо поставить Ь)

— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. (  Вставляю  в слово ГУС  букву Ь)

-Что получилось? (ГУСЬ)

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

 Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.

-Ребята, а как вы думаете:  какая тема нашего урока? (Буква ь)

-А чему мы сегодня должны на уроке научиться?

-Да, ребята, вы  научитесь писать букву ь,  читать  и составлять слова с ь. И узнаете «секрет»  мягкого знака.

Принимают

учебную задачу.

 

 

Чтение слова

 

Ответы детей.

Форма работа:

фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный.

 

 

 

 

Регулятивные:

целепологание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: формулирование познавательной цели; формулирование вопроса.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов.

4.  Включение в систему знаний.

Чтение   слов с изученной буквой.

 

Работа по «Букварю» страница 142-143.

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Из лесов пришел олень».

– Сравните: пень – пен, тень – тен, день – ден.

– На что указывает буква ь? (Указывает на мягкость предшествующего согласного звука.)

– Как читается согласный звук, если после него стоит буква ь? (Согласный звук произносится мягко.)

– Назовите звук, который обозначает мягкий знак. (Его нет.)

Это и есть главный «секрет» мягкого знака: мягкий знак не обозначает звука, он указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

– Прочитайте в букваре слова, модели которых даны друг под другом. (стр.143)

-Чем различаются по звуковому составу слова шест и шесть?

- Чем они различаются в буквенном составе?

- Объясните, почему количество звуков в этих словах одинаковое, а количество букв – разное.

– Прочитайте слова правого столбца. (Банка – банька.)

–Поработайте в парах. Прочитайте слоги между таблицами.

I вариант -составьте слова левой таблицы; II-правой таблицы. Прочитайте  друг другу получившиеся слова.

– Сделайте вывод: что общего у всех составленных слов? (Во всех словах звуков меньше, чем букв. Все слова заканчиваются на мягкий согласный звук. Слова заканчиваются на букву ь)

 

 

 

 

 

Учащиеся читают  слоги, слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с моделями слов.

 

 

 

Составление и чтение слов. 

 

Форма работа:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

5. Физминутка

Интерактивная доска (Слайд 3)

Супер физкультминутка  (http://videouroki.net/)

 

 

 

6. Письмо новой буквы. Первичное закрепление.

Работа в прописях  (Пропись №3 стр.50-51)

– Рассмотрите образец строчной буквы ь. Сравните печатную и письменную буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

– Расскажите о направлении движения руки. (Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо, продолжаем закруглять до середины наклонной палочки.)

– Запишите слова, в которых последний звук мягкий.

– Сколько букв в слове мель? Сколько звуков? Почему?

-Прочитайте первую пару слов.

-Сформулируйте задание.

-Прочитайте слова парами.

-Запишите второе слово в каждой паре.

-Подчеркните букву, которой слова различаются.

-Назовите различные звуки в каждой паре слов.

- Прочитайте предложения и запишите по образцу.

 

Правила посадки  при   письме.

 

 

Письмо Ь

 

 

 

Запись слов с мягким знаком.

 

 

 

Запись слов с мягким знаком в середине слова.

Самостоятельная работа.

Проверка работы.

 

Форма работа:

фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

 

Регулятивные:

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи;  оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

- А какой секрет  мягкого знака мы с вами узнали сегодня на уроке? (Мягкий знак не обозначает звука. Мягкий знак – показатель мягкости согласного.)

А буквы, которые живут в стране Букварии, продолжают составлять слова, ведь это их любимое занятие. И предлагают нам  отгадать загадки.

Кто приходит,

Кто уходит-

Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ) (Слайд4)

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.   ( ЛОСЬ)   (Слайд5)

-Ребята, какой буквой обозначим мягкость согласных звуков в данных словах?

-  Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали?

Оцените свою работу! (Смайлики)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

Оценивают свою работу при помощи смайликов.

Форма работа:

фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

 

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативное: умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли.