Секрет стекла
Цель: познакомить детей с историей создания стекла; научить называть свойства стекла. Знать как обращаться со стеклом, его предназначение.
Материал: посуда из стекла (стаканы, розетки, вазы прозрачные, цветные); сувениры из стекла, спиртовка, ванночки с водой, кусочки слюды, цветные стекла, краска, салфетки.
Словарная работа: прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное.
СӨЗДІК ҚОРЫ (БИЛИНГВАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ): стекло - әйнек.
- Ребята, я вам хочу загадать загадку:
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит не льется,
А ударишь - разобьется.
Словарная работа: стекло - әйнек.
Организовать выставку изделий из стекла и фарфора. Рассматривание изделий из фарфора и стекла.
- Давайте осмотримся и найдем в классе предметы из стекла. (ответы детей)
- Я хочу вам рассказать одну историю: давным - давно в домах и в замках и даже в королевских дворцах не было стекол. В древние времена не могли делать стекла для окон. Поэтому вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. А еще на окна натягивали пленку бычьего пузыря, закрывали кожаными шкурами. человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели 5 тысяч лет назад. Стекло делали так: (показ ингредиентов) в глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и все это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогала глиняная палочка (показ). Одним концом палочки он брал расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдуваете мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе и у него получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали на части, получался лист стекла, который потом разрезался. Стекло делается различной толщины, длинны. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите еще раз на стол и назовите изделие, которое вам понравилось.
- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию: «Стеклянный мир». стекло такое необычное и из него изготавливают не только простые изделия для дома, но и такие красивые и необычные поделки
- Проходите за рабочие места. Посмотрим, что нам расскажет о себе кусочек стекла.
У детей ванночки с водой, салфетки, краска, кусочки гладкой слюды.
- Как вы думаете ребята, почему я вам не положила настоящее стекло? (ответы детей)
- Молодцы, вот мы и начали знакомство со стеклом. Давайте я нагрею кусочек стекла, что произойдет? (ответы детей)
- Отлично, не горит, не меняет форму, нагревается, остывает, во время нагревания покрывается копотью, хотя посмотрите через него мы видим отлично вокруг, оно прозрачное и гладкое. Дети, а если я его ударю молоточком, что произойдет? (ответы детей)
- Правильно стекло – хрупкое, если просто постучать по стеклу, можно услышать, как оно звенит.
Большая стеклянная ваза и обычный ребристый стакан.
- Расскажите мне об этих предметах. (дети рассказывают, сравнивают вазу и стакан, отмечают: толстое и тонкое стекло, ребристое и гладкое стекло, прозрачное и узорчатое стекло…)
- Давайте капнем на наши кусочки «стекла» немного краски, что произойдет? (дети рассказывают о том, как удалить грязь со стекла, как мамы приводят в порядок стеклянные поверхности: мебель. окна, посуду)
Воспитатель достает коробку с разноцветными стеклами.
- Давайте мы с вами поиграем. Я буду волшебником, а вы моими учениками, мы с вами будем раскрашивать двор, который видим в окно. Возьмем красное стеклышко, что оно может обозначать? (счастье, радость, веселье…)
- А голубое стеклышко – (дождик)
- Возьмем желтое стеклышко, что теперь…
Дети придумывают волшебные названия.
- Молодцы, давайте с вами украсим замки. Вырежем стекла необычной формы. Наши дворцы будут очень красивыми и светлыми.
- Вот и узнали мы историю стекла, узнали его все секреты и тайны. Как надо пользоваться изделиями из стекла? Как ухаживать за стеклом? (ответы детей)