СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с уравнением

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с уравнением»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Пономаревская Средняя Общеобразовательная Школа»










Знакомство с уравнениями










подготовила:

Филиппова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов





Пономаревка 2025г



Технологическая карта урока

Учебный предмет: математика

Класс: 2

Школа: МАОУ «Пономаревская СОШ»

Учитель: Филиппова Татьяна Юрьевна

УМК: Образовательная система «Школа России»

Тема урока

Знакомство с уравнениями.

Цель урока

Знакомство с понятием «уравнение»,решением уравнений.

Задачи урока








  • Образовательная: формировать умение применять полученные знания при решении уравнений, сформировать умение решать уравнения методом подбора, совершенствовать умение различать равенства и неравенства, совершенствовать вычислительные навыки, умения решать текстовые задачи, формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)

  • Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи, ответственности, воспитание целеустремленности и настойчивости.

  • Развивающая: развивать долговременную память, внимание, логическое мышление, логические операции: анализ, синтез, классификация.


Тип урока

Изучение нового материала

Планируемый результат обучения

Предметные:

  • знания: познакомятся с понятием «уравнение»

  • умения: научатся решать уравнения.

  • навыки: находить уравнения среди остальных выражений.

Метапредметные:

  • регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения

  • познавательные: рефлексировать способы и условия действий; читать и слушать, извлекая нужную информацию из учебника; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

  • коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы.

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа "хорошего ученика

Основные понятия

уравнение

Межпредметные связи


Ресурсы

- М.И. Моро «Математика» 2 класс, 1 часть.

- ноутбук, проектор.

- презентация.

- иллюстрации для устного счета.

- карточки для рефлексии.


Этапы урока


Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. Момент

Регулятивные

УУД:

формирование

способности к

организации своей

деятельности

Приветствие.

Начнем урок с хорошим настроением. И еще, ответить хочешь-не шуми, а только руку подними.

Для работы на уроке нам потребуется: учебник «Математика 2 класс», ручка, карандаш, линейка и ластик. Проверьте все необходимое и свою готовность к уроку.

Девиз урока: Урок математики мы начинаем, ( слайд 2)

Еще одну тайну сегодня узнаем.

Не отвлекайся, внимателен будь,

За новыми знаниями отправимся в путь.


Дети организуют свое рабочее место,

проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний

Познавательные УУД

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

 -Обобщать, анализировать, классифицировать.

Регулятивные УУД

 -формулировать и удерживать учебную задачу

-выполнять учебные действия в умственной форме

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий

Коммуникативные УУД

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
- строить монологичное высказывание

-осуществлять взаимный контроль

  1. Логическая разминка.

-Начнем наш урок с логической разминки

-Решим цепочку, назови окончательный ответ. ( слайд 3)

Задачи устно.

 1. На верхней полке было 5 книг, а на нижней на 4 книги больше. Сколько книг было на нижней полке?

2. У Дениса 19 марок, а у Алеши на 3 марки меньше. Сколько марок у Алеши?

3. Дима нашел» 10 белых грибов, а Сережа на 3 гриба больше. Сколько грибов нашел Сережа?

4. В нашем подъезде 20 квартир, а в соседнем на 2 квартиры меньше, чем в нашем. Сколько квартир в соседнем подъезде?

- Сколько получилось?

- Как нашли?

- Почему задача решается сложением (вычитанием)?

- Решим задачу используя краткую запись. (слайд 4 и 5)

Работа у доски со схемами.

2.Минутка чистописания. Работа с числом 35 и 53

- Откройте тетради и запишите дату.

- Вспомни, как правильно писать цифру 3 и цифру 5.

-Посмотрите, какие числа мы будем прописывать на уроке. Это число 35 и 53. Пишите аккуратно, не торопясь, соблюдая правило осанки, правильно держите ручку.

( слайд 6, 7, 8)

3.Работа у доски и в тетрадях.

-Спиши выражения в тетрадь и найди значение выражения удобным способом.

- Прочитай. Давайте проверим решение .( слайд 9 и 10)

























-Задача решается вычитанием, потому, что есть правило. Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

- первая решается сложением. Правило : столько же , да еще..







- Числа двузначные, т.к. состоят из 2 цифр; обе цифры различны, 3дес., 5 ед.,5 дес.,3 един., всего 35 и 53 ед.; предыд. 34 и 52, послед. 36 и 54;

3 и 5ед.I разряда, 3 и 5 ед. II разряда; сумма разрядных слагаемых 50+3

30+5



- удобно складывать десятки с десятками или дополнять до десятка и уже потом складывать числа.

Формулирование проблемы и планирование деятельности.

Познавательные УУД

-использование математической

терминологии при выполнении арифметического действия

-ставить и формулировать проблемы

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

Коммуникативные УУД

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
-формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД

-формулировать и удерживать учебную задачу

Личностные УУД:

осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного

отношения к уроку

4.Подача нового материала

- Перейдем к теме нашего урока

-Прочитайте выражения ( слайд 12)

- Что общего между этими выражениями?

-Чем отличаются эти выражения?

-В первом случае а может быть любым числом.

-Во втором случае можно подставить только одно значение а., так как только при а=3 значение выражения будет верным

- Дадим определение выражениям 7+а

7+а=10 -это равенство, т.к. содержит знак равно.

Равенство, которое содержит неизвестное число, которое надо найти.

ДАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ УРАВНЕНИЕМ.

-Выведем правило. Что такое УРАВНЕНИЕ? (слайд17,19,19,20)




- Это выражения.

- в первом и во втором выражении -это сумма;

-в первом и во втором выражении неизвестное слагаемое;


-это буквенное выражение




- Мы находили пропущенные числа методом подбора.

- Уравнение


Изучение нового материала.


Регулятивные УУД

- Развитие умения строить высказывание на основе работы с материалом учебника.

-Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД

-Развиваем умение слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные УУД: - Развивать умения извлекать информацию из математического текста..

-На основе анализа делать выводы.


5.

- Откройте учебник на с.80, прочитаем правило

самостоятельно. Один читает вслух, остальные следят.

-Что же такое уравнение?



-Как обозначается неизвестное число в уравнении?



- Что значит решить уравнение?




- Подумайте, почему уравнение так называется?

- Решим уравнение вместе, чтобы разобраться с решением.


Х+4=12

Х=8____

8+4=12

12=12

- Каким способом решали уравнение?

- Что необходимо знать, чтобы решить уравнение верно?

(слайды 22, 23, 24)




- Равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

- Неизвестное число обозначается маленькими латинскими буквами.

- Решить уравнение, значит найти все такие значения х, при которых равенство будет верными.

- Обе части нужно уравнять. Отсюда и название.







- Методом подбора

- Таблицу сложения и состав чисел.

Динамическая пауза.

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны

своего здоровья.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ


Первичное закрепление

Личностные УУД:

оценивание

значимости

добываемых знаний.

Регулятивные

УУД:

проявление

самостоятельности и инициативы в

разных видах деятельности.

Познавательные

УУД:

извлечение

необходимой

информации из

прослушанного,

понимание и

адекватная оценка

прослушанной

информации

7 . Работа в тетради

-Потренируемся решать уравнения. (у доски , слайд 27)

9+х=14 7-х=2

х=5 х=5 _

9+5=14 7-5=2

14=14 2=2

- Ну а теперь решим уравнения самостоятельно по вариантам.

- Выберете одно из предложенных уравнений на сложение или на вычитание и решите его.

- Почемучка предлагает оценить свою работу в тетради цветным карандашом.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Взяли простой карандаш, на доске решение остальных уравнений, проверяем карандашом.

Работа в тетради. Упражнение №2

-Составь равенства используя следующие выражения



х-1=0 х+5=6

х=1 х=1


10-х=5 х+3=4

х=5 х=1








-Сумма чисел равна в первом выражении 20.

Делаем вычисления следующих выражений.

Самостоятельное применение знаний.


Регулятивные УУД

-Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

- проявление

самостоятельности и инициативы в

разных видах деятельности.



Коммуникативные УУД

-Развиваем умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- Оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные УУД:

- Развивать умения извлекать информацию из текстов.

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач
- выбирать наиболее эффективные способы решения задачи

- обработка информации

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа делать выводы.


Личностные УУД:

-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
-уважительное отношение к иному мнению


Решение задачи.с. 81№ 6. ( слайды 31,32,33,34)

- Прочитаем текст. О чем речь?

-Можно ли сказать, что это задача?

- Поработаем с условием.

- Что известно?

Тр.- 15 мин.

?

Ав.- ?, на 5 мин. меньше

- Глядя на краткую запись, какой вопрос мы можем задать?

- Можем мы ответить на вопрос? Каким действием будет решаться?

- Почему вычитанием?

- Что значит на 5 минут меньше?

- Во сколько действий решается?

- Измените вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

- Как дополнить краткую запись.

- Можем ли мы теперь сразу ответить на вопрос задачи?


- Каким действием решается?

- После того как узнаем сколько времени мама тратит на поездку на автобусе, сможем ответить на главный вопрос? Каким действием?

- Что мы находим первым действием? Каким действием?



- Что находим вторым действием? Каким действием?


- Для тех у кого могут возникнуть трудности в решении задачи я подготовила карточки-помогайки, они лежат у вас на столе.

1) Сколько минут мама едет на автобусе?

2) Сколько минут мама всего едет на работу?

Ответ:

- Проверим решение задачи.

2. Нахождение уравнений. (слайд 36)

- Выполним задания под красной чертой.

- Выбери и запиши уравнения

- Давайте прочитаем выражения.

- Я предлагаю вам выписать только уравнения.

- Проверим. А теперь самостоятельно решим эти уравнения. (2 у доски)



- О том, как мама едет на работу.

- Нет, т.к нет вопроса.









- Сколько минут мама едет на автобусе?

- Да, вычитанием



- На 5 минут меньше.

-Столько же, но без 5.

- В одно.


- Сколько всего времени мама едет на работу

- Поставить фигурную скобку.

- Нет, нам не известно сколько времени мама едет на автобусе, известно, что на 5 мин. меньше.

- Вычитанием.


- Сложением.

- Сколько времени мама едет на автобусе. Вычитанием.

- Сколько всего времени мама едет на работу. Сложением.


1)15-5=10 (мин.) – на автобусе

2)10+15=25 (мин.)- всего.

Ответ: Мама едет на работу 25 минут.



Х+3=10

Х-8-12




-буквенные выражения

- неравенства

- уравнения







Итог урока. Рефлексия.

Личностные УУД:

-личностное

самоопределение.

Регулятивные УУД:

-умение адекватно

оценивать свою

деятельность и

деятельность своих одноклассников

8.Итог урока.

- Повторим, ЧТО ТАКОЕ УРАВНЕНИЕ?

( слайды 37,38,39,40,41)

  • О чем говорили на уроке?

  • Что такое уравнение?

  • Почему уравнение так называется?

  • Чему научились?

9. Домашнее задание ( стр. 81 №5 и №8)

10. Рефлексия.

- У вас на столах лежат листы со смайликами. Оцените вашу работу сегодня на уроке.

 - кто все понял, в посторонней помощи не нуждается

- понял, но еще нуждается в посторонней помощи.

- Подойдите к доске и приклейте смайлик.

-Спасибо за урок,


Список использованной литературы.

  1. Моро М.И. Математика. 2 класс, Ч. 1 – М.: «Просвещение», 2012