Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Р, р.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву Р, р; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия отрывка из рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело»; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Азбука», 1 класс Ч. 1., презентация, звуковые модели, дидактический материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Звонок невелик, а ребятам велит:
Сядь да учись, трудись, не ленись.
- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне, нашим гостям, улыбнитесь друг другу.
- Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока.
II. Актуализация опорных знаний
1. Артикуляционная гимнастика.
«Шарики», «часики», «чашечка», «лошадка».
2. Разучивание скороговорок.
На дворе трава, на траве дрова.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
От топота копыт пыль по полю летит.
Живут у меня кукушки- Варят галушки, Пекут пампушки, Поют частушки.
3. Фронтальный опрос. - Что мы слышим и произносим? - На какие две группы можно разделить все звуки? - О каком звуке идёт речь? Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос поет Звук получается…….(гласный). - А как называются звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствиями? (Согласные) - Посмотрите на доску и скажите, какая буква лишняя: а у о ы и с к р т - Прочитайте слоги с изученными звуками.
С | А | О | У | Ы | И |
К | А | О | У | Ы | И |
Р | А | О | У | Ы | И |
Т | А | О | У | Ы | И |
III. Постановка учебной задачи
- Произнесите как:
Тигры рычат: … «Гар-р-р»,
Вороны кричат: … «Кар-р-р»,
Моторы тарахтят: … «Р-р-р»,
- Какие звуки мы произносили? - Определите тему урока. - Чему мы должны научиться на уроке? (Сегодня мы познакомимся с буквой Р, р и узнаем, какие звуки она обозначает.)
IV. Первичное усвоение новых знаний
1. Артикуляция звуков.
– Произнесите звук [р].
– Как располагаются видимые органы речи при его произнесении?
– Произнесите звук [р’].
– Определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, что слышится при этом: голос и шум или только шум? Сделайте вывод.
Вывод: при произнесении звуков [р] и [р’] воздух встречает препятствие, значит, эти звуки согласные.
2. Звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка».
– Отгадайте загадку:
Меньше тигра, больше кошки,
С виду кроток, но не верь:
Над ушами – кисти-рожки.
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь.)
– Рассмотрите схему под рисунком. Составьте звукобуквенную модель слова «рысь».
– «Прочитайте» первый звук в слове «рысь». (Рррысь.)
– Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.)
– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)
– Назовите мягкую пару. ([р’].)
– «Прочитайте» второй звук в слове «рысь». (Рыыысь.)
– Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
– «Прочитайте» третий звук в слове «рысь». (Рысссь.)
– Какой это звук? (Мягкий согласный звук.)
– Обозначьте соответствующей фишкой. (Зелёная фишка.)
– Назовите его твёрдую пару. ([с].)
– Отгадайте загадку:
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка.)
Аналогично проводится анализ слова «речка».
V. Физкультминутка
3. Знакомство с буквой «Р».
– Буква, которой обозначаются звуки [р], [р’], называется «эр». На что похожа буква р?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
В. Степанов
– Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р’]. Определите, мягкий или твёрдый это звук.
– Замените буквами первые фишки в схемах слов «рысь» и «речка».
– Назовите как можно больше слов со звуками [р] и [р’].
4. Работа в паре.
Игра «Найди на картинке слова с буквой «р» ».
5. Работа в тетради.
Дети печатают в тетради букву Рр.
6. Работа на карточке.
Дети находят буквы Рр и закрашивают.
7. Работа по учебнику. Чтение слогов.
VI. Итог урока. Рефлексия
- С какой буквой познакомились на уроке?
– Какими звуками обозначается буква р? ([р],[р’].)
– Назовите слова на букву «Р».