Просмотр содержимого документа
«Зрительные диктанты на уроках чтения»
Зрительные упражнения. Развитие оперативной памяти
Зрительный диктант — это система предложений, не связанных по смыслу, но акцентирующих внимание на количестве слов и букв, которые ребёнок должен запомнить в течение 6–10 секунд экспозиции и затем записать.
Такая работа помогает: развить память; тренировать внимание; усвоить элементарные правила грамматики; быстрее научиться читать. Педагог И.Т.Федоренко более 25 лет назад глубоко исследовал значение именно зрительного восприятия на формирование навыка беглого чтения. По итогам своей многолетней работы учёный пришёл к выводу, что для скорости чтения малышам необходимо комплексно развивать: оперативный вид памяти; внимание (как произвольное, так и непроизвольное); периферическое зрение наряду с центральным. Существенным преимуществом методики Федоренко является то, что она позволяет работать над совершенствованием антиципирования — способностью угадывать слова по контурам, тем самым быстрее усваивать содержание словосочетаний и предложений.
Кроме этого, авторская методика помогает ребёнку справиться с трудностями произношения, которые связаны с особенностями дикции, артикуляции.
Методика проведения диктантов по Федоренко
Схема работы над формированием умения быстро воспринимать текст и отрабатывать навыки письма включает 18 диктантов-наборов. В каждый из комплектов входит 6 простых предложений.
Суть этих текстовых отрывков в том, что их длина увеличивается пошагово: в первом простом предложении из первого диктанта — 2 слова, всего 8 букв. Во втором — количество слов остаётся тем же, но набор букв увеличивается на 1. В итоге в 18 наборе уже 7 слов и 46 букв в самой последней синтаксической конструкции.
Малышам нужно запоминать не только те слова, которые даны в рамках одного предложения, но и сами короткие предложения в рамках всего набора.
В результате ежедневной работы по программе Федоренко дети: легко осмысливают различные тексты; заинтересовываются чтением; быстрее овладевают навыком аналитического чтения и грамотного письма; после отработки каждого комплекта предложений прибавляют в скорости чтения в среднем по 44 слова. Начинать отрабатывать систему Федоренко рекомендуется со второго класса, когда у ребят появляются общие представления о письме и чтении. Однако некоторые педагоги вводят зрительные диктанты уже со второго полугодия первого класса в процессе автоматизации пословного чтения.
Работать со зрительными диктантами нужно ежедневно, тогда методика даст свои результаты. Это интересно! По результатам исследований возможностей головного мозга, учёные университета Оксфорд пришли к выводу, что для развития оперативной памяти в среднем необходимо 2 месяца. Методика Федоренко рассчитана на 54 дня.
План проведения занятий по методике Федоренко состоит в следующем:
На доске или экране монитора показываем 6 предложений набора.
Закрываем доску или выключаем экран, а затем открываем первое предложение.
Даём детям 5–10 секунд на то, чтобы, читая про себя, они запомнили предложение.
Предлагаем ученикам закрыть глаза и представить, как записано предложение.
Снова закрываем слова и предлагаем ребятам записать то, что они запомнили.
Тематика предложений, предложенная Федоренко, может быть подкорректирована педагогом под изучаемый предмет — методика может использоваться в рамках любого курса, так учителю будет легче спланировать занятие. Учтите, что с 4–5 набора на каждый блок предложений выделяют по 5–6 дней, но время экспозиции при этом чётко соотносят с рекомендациями автора методики — 5–10 секунд.
Чтобы методика отработки навыка чтения и письма шла по намеченному курсу, при проведении зрительных диктантов необходимо:
Терпимо относиться к тем детям, которые не могут запомнить целиком весь набор.
При этом важно приучить их работать далее, пропуская то, что не вышло запомнить.
Следить за тишиной во время запоминания и воспроизведения слов, так как любое комментирование переведёт акцент со зрительного на слуховое восприятие.
Писать предложения только на отдельных листочках. Если позволить записывать слова в тетради, то работа предыдущего дня будет отвлекать от актуального задания.
Записи на листах собирать, но не корректировать недочёты, чтобы дети не запоминали отдельные буквы, а старались откладывать в голове цельные слова.
Наблюдать за успеваемостью учеников. Если малыши быстро усваивают все слова в простых предложениях комплекта, трудность следует наращивать, то есть начинать работу над следующим.
Выработать свой собственный ритм работы над упражнениями, основываясь на успеваемости детей.
Система, предложенная И.Т. Федоренко, влияет на овладение навыком качественного письма, что положительно сказывается на скорости аналитического чтения и улучшает качество усвоения прочитанной информации. Довольно много педагогов с многолетним опытом преподавания в начальном звене рекомендуют систематически использовать наборы на уроках.