-Для того чтобы узнать тему урока, посмотрите на слова на доске. Грамматическая сказка Спор согласных В одном королевстве жили – были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор. – В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука – твердили звонкие согласные. – Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную - говорили глухие. Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки. – Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухого, - усмехались глухие согласные. Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного - правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО. – Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: ДУБ – ДУБЫ, ОБЕД – ОБЕДЫ, МОРОЗ – МОРОЗЫ, спокойно объяснил король ПРАВИЛО. Звонкие поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными. – Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас может одолеть любой враг, - сказало в заключении всемогущее ПРАВИЛО. - Ребята, что вы запомнили из этого правила? Сопоставление согласных в формах одного и того же слова - Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы её внимательно послушайте Круглый-круглый, Сладкий-сладкий, С полосатой кожей гладкой, А разрежешь – посмотри: -Красный-красный Он внутри (Арбуз) - Один арбуз, а если много? Как сказать? (арбузы) (учитель записывает на доске арбуз-арбузы) - Какой звук слышится в конце слова арбуз? (с) - Какой буквой он обозначен на письме? (з) - Почему? (Перед гласной Ы в слове арбузы слышится звук «з» и пишется буква «з», поэтому и в конце слова арбуз нужно писать букву «з») - Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву «з». - Ребята, может кто-то из вас догадался, какая будет тема нашего урока? (ответы уч-ся) - Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали тему урока, для этого откройте учебники на с.96 Физминутка для глаз |