СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата: 12.05

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока:

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Цель содержательная:

Формирование умения правильно писать звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Цель деятельностная:

Расширение понятийной баз по предметы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи:

1) Учить различать парные звонкие и глухие согласные звуки; провести наблюдение за произнесением парных звонких согласных в конце слова; познакомить со способом обозначения буквой парного согласного звука в конце слова;

2) развивать знания о согласных звуках, способах их различения; проводить наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков;

3) прививать интерес к предмету.

Основное содержание темы, термины и понятия: звонкий и глухой звуки

Личностные результаты

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-проявление доброжелательности, внимательности, помощь в ходе учебной деятельности

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

-анализировать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД

-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

Коммуникативные УУД

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Предметные умения:

научатся: различать в слове парные и непарные согласные звуки; определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки; определять на слух парный по глухости–звонкости согласный звук на конце слова; находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверять; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с парным по глухости– звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание;

получат возможность научиться: сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией; соотносить произношение и написание парного звонкого согласного на конце слова; планировать учебные действия при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

экран, компьютер, мультимедийный проектор; задания для групповой работы; наглядный материал





Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


Прозвенел звонок

Начинается урок.

-Тихонько сели, на меня все посмотрели

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

  • -Желаю вам сохранить ваше хорошее настроение весь урок.

Приветствуют учителя


Проверяют готовность к уроку


Отвечают

II. Минутка чистописания

-Откройте тетради, запишите число и вид работы.

- С чего начинается урок?

-Для чего мы проводим минутку чистописания?

-Для того чтобы узнать, какую букву мы пропишем, прочитайте поговорку: «Век живи-век учись.»

-Как вы понимаете эти слова?

-Какой согласный звук встречается чаще всего? (в)

-Какая буква даёт этот звук? Что мы сегодня пропишем? Молодцы.

-Как вы будете сидеть во время письма? Пропишите в тетради на 1 строчке образцы.

Вв вс ве ва вы

-На второй строчке запишите поговорку.

-Поменяйтесь тетрадями. Подчеркните одной чертой самую красивую букву.

-Для чего выполняли это задание?

Работают в тетрадях






Отвечают на вопросы, рассуждают


Прописывают букву



Работают в паре

Высказывают свои предположения

II.I. Словарная работа

- Ребята, отгадайте загадку

Развернули дети

Голубые сети,

Но за партой,

А не в речке,

Не на рыб,

А на словечки (тетрадь)

-Запишите слово тетрадь. Поставьте ударение

- Придумайте предложение с этим словом

Отгадывают загадку




Записывают словарное слово

Составляют предложение

III. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

- Давайте вспомним, какие вы знаете парные звонкие согласные?(б, в, г, д, ж, з)

- Какие вы знаете парные глухие согласные?(п, ф, к, т, ш, с )

-Молодцы. Для чего мы вспоминали пройденный материал?

Отвечают на вопросы


IV.Этап выявления места и причины затруднения


-Для того чтобы узнать тему урока, посмотрите на слова на доске.

Грамматическая сказка

Спор согласных

В одном королевстве жили – были согласные звуки. Однажды между звонкими и глухими согласными произошёл удивительный спор.

– В таких словах, как ГРИБ, ЗУБ, МОРОЗ, ГЛАЗ, ГОРОД, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука – твердили звонкие согласные.

– Нет, неправда. Нужно писать глухую согласную - говорили глухие.

Глухие не унимались, потому что им хотелось, как говориться, взять власть в свои руки.

– Попробуйте доказать, что в словах ОГОРОД, ДУБ, ЗУБ, ОБЕД нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухого, - усмехались глухие согласные.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самого главного - правила. И чуть не погибли. Но на помощь им пришёл сам король – всемогущее ПРАВИЛО.

– Парные звонкие и глухие согласные надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук. Например: ДУБ – ДУБЫ, ОБЕД – ОБЕДЫ, МОРОЗ – МОРОЗЫ, спокойно объяснил король ПРАВИЛО.

Звонкие поблагодарили короля за оказанную им помощь и пошли мириться с глухими согласными.

– Запомните, ребята, правила нужно учить всегда. Если вы не будете их знать, то вас может одолеть любой враг, - сказало в заключении всемогущее ПРАВИЛО.

- Ребята, что вы запомнили из этого правила?

Сопоставление согласных в формах одного и того же слова

Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы её внимательно послушайте

Круглый-круглый,

Сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой,

А разрежешь – посмотри:

-Красный-красный

Он внутри (Арбуз)

- Один арбуз, а если много? Как сказать? (арбузы) (учитель записывает на доске арбуз-арбузы)

- Какой звук слышится в конце слова арбуз? (с)

- Какой буквой он обозначен на письме? (з)

- Почему? (Перед гласной Ы в слове арбузы слышится звук «з» и пишется буква «з», поэтому и в конце слова арбуз нужно писать букву «з»)

- Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните в них букву «з».

- Ребята, может кто-то из вас догадался, какая будет тема нашего урока? (ответы уч-ся)

- Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали тему урока, для этого откройте учебники на с.96

Физминутка для глаз






Слушают учителя












Внимательно слушают сказку





Формулируют правило











Отвечают на вопросы учителя





Формулируют тему


V. Этап построения проекта выхода из затруднения


-Сформулируйте цель урока.

-Какие задачи мы поставим перед собой?

-Где нам понадобится новое знание?

Формулируют цель и задачи урока

VI. Этап реализации построенного проекта


Работа по учебнику (упр.8 с. 96)

- А сейчас мы с вами по работаем по учебнику

- Откройте 96 страницу упр.8

- Прочтите эти пары слов

-Давайте произнесём их вместе (зуб-суп, ёрш-ёж, мёд – рот)

- Как произносятся согласные звуки на конце слов в этих парах? (одинаково)

- Прочтите правило под упражнение и скажите, на что нужно обращать внимание?

- Что нужно делать, чтобы правильно написать слово с парным согласным на конце? (проверять)

Работа по учебнику (упр. 9. с.97)

Прочтите пары слов и сравните их

- Когда написание расходится с произношением? (на конце слова)

- В каких словах нужно проверять написание букв?

- А какие слова будут проверочными?

- Какой вывод можно сделать? Как изменить слово, чтобы проверить написание буквы, обозначающей парный согласный?

- Прочтите последнее задание. Выполните его самостоятельно по образцу

- Прочтите сведения о языке на с. 97-98

- Как проверить парный согласный на конце слова? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный)

- Какие слова называются проверяемыми?

- Какие слова называются проверочными?

Физкультминутка

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться, каши съесть,

Поскакать, за парту сесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться,

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудится.


Работают с учебником





Отвечают на вопросы








Отвечают





Определяют звуки







Выполняют разминку

VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Работа по учебнику (упр. 10 с 98)

прочтите слова. Разделите их на две группы

- Назовите проверочные слова

-Назовите проверяемые слова

- написание, каких букв нужно проверить в этих словах?

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно

-Прочтите пары слов, которые вы записали?

Работают с учебником



Записывают



Один ученик работает у доски, остальные в тетради

VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа в группах:

-Какие правила работы в группе вы знаете?

- Сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания при работе в группах.

-Подберите проверочное слово:

Лев - львы, медведь -____________, круг - _________, глаз - _________, гриб - _____________.

-Для чего выполняли это задание?

-Кто допускал ошибки? В чём была трудность?



Вспоминают правила






Работают в группах

IX. Этап включения в систему знаний и повторения


- Ребята, над какой темой мы сегодня работали на уроке?

- Какие задачи мы ставили перед собой?

- Почему написание слов с парными согласными нужно проверять?

- Как проверить парный согласный на конце слова?

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй.

Подводят итоги урока


X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

«Шкала»

Анализируют свою работу