Тема: Звук [а]. Буква А.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить учащихся со звуком [а] и буквой А.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с употреблением в речи звука [а] и буквы А, учить выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв.
Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.
Оборудование: Касса букв, изображение Айболита, рисунок с изображением (арбуза, апельсина, ананаса, астры), ручка, тетрадь, учебник, доска, раздаточный материал для рефлексии.
Литература: Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учебник / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. - М.: Просвещение/Учебник, 2013. -2 ч.- 128 с.: ил. – (Школа России)
Структура урока:
Организационный момент.
Формулирование темы урока.
Изучение нового материала.
Физминутка.
Закрепление изученного.
Итог занятия. Рефлексия.
Оформление доски:
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
II. Формулирование темы урока.
- Отгадайте загадку:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит
Это доктор…… (Айболит).
-Правильно!
-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит? (Доктор, который лечит зверей)
-Молодцы, правильно! Он лечит больных зверей.
-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)
-Что надо говорить, когда доктор осматривает ваше горло? (А-а-а!)
- А как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)
- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)
- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .
-Ребята, доктор Айболит спрашивает, почему его называют Айболитом? (Когда что-то болит, говорят: «Ай болит!»)
-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а]. (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)
-Очень хорошо!
- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке? (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).
-Правильно!
-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.)
-Молодцы!
-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?
-Молодцы!
-Ребята, звук [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.
-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.
-А сейчас я Вам прочту стихотворение про букву А.
А- начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
III. Изучение нового материала.
– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.
– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором (а- а- а- а.)
–Какой он гласный или согласный? (гласный)
Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте(Аааааа)
Мы используем голос, чтобы произнести звук [А]. Струя воздуха выходит изо рта свободно, ей ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Раньше вместо слова «голос» говорили «глас», поэтому звуки, которые произносятся только при помощи голоса, назвали гласными.
-А теперь вместе со мной повторяем:
Астра, азбука, айва
Начинается на А,
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
-Очень хорошо!
3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)
- С какого звука они начинаются? (все слова начинаются со звука [а]).
- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)
_Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:
Игра «Доскажи словечки».
-Я начинаю стихотворение, а вы должны закончить:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый все довольны.
Так приятен он на вкус,
И зовут его….(арбуз)
-Правильно, арбуз. Следующее стихотворение:
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявший пыль,
Побежит …(автомобиль)
-Правильно, автомобиль.
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква… (А)
-Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием.
-Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [а], называется гласной.
-А теперь придумайте слова со звукам [а] (Азбука, мама, рама, папа, чаша, Маша, таракан, капкан, канат, лапа, стакан, арба, панда, радуга, айва, гамак).
-Молодцы!
- Как вы думаете. Из чего можно сделать буквы? (листики, прутики, карандаши)
- Буквы можно сделать из чего угодно, попробуйте сейчас сделать букву А из карандашей, счетных палочек и прочего.
- Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов).
- Молодцы! А теперь давайте прочитаем нашу букву А. Сначала шепотом, затем вполголоса, потом погромче. А после так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.
IV. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише-тише
Деревцо все выше-выше!
V. Закрепление изученного.
-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поиграем в игру.
Игра «Кто внимательный?»
– Я называю слова, если звук [а] в начале – встаём, в середине - топаем ногами, в конце – хлопаем в ладоши.
1-й раз – арбуз- встали, тетради –топаем, дома –хлопаем,
2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем, доска- хлопаем.
3-й раз-Амур-встали, лошади-топаем, лягушка-хлопаем.
-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком [а] , которые встретятся вам в сказке.
«Почему А первая?»
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. -Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а?- шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали гласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз , апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
-Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово?-неунималась Я.
- Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике . А всем известно , что адмирал должен быть всегда впереди!
-Так!-сказал твердый знак.
-Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.
-Какие слова вы запомнили?( дети называют слова)
-Молодцы! Много слов вы запомнили.
VI. Итог занятия. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?