Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска» Презентация логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук [Фь]» Цель: формирование и развитие навыков позиционного, звукового и слогового анализа и синтеза.
подготовила учитель-логопед Жукова В.А.
Дидактическая игра «Жил-был звук» (Какой звук находится во всех словах?) Называть слова, чётко выделяя голосом звук [ Фь ]. Ребёнок должен сам услышать звук, с которым будет сегодня играть! По итогу, ребёнок называет коротко звук без гласных окончаний! Нельзя ФИ, ФЕ !! Только [ Фь ]!!! ПОРЯДОК СЛОВ: филин, конфета, фиалки, фигурист, фея, зефир, дельфин, туфелька, фен, сапфир, кофе, кефир.
Дидактические игры и задания:
- Повтори звук [Фь] три раза, в упражнении «Птичка» - пальцы собраны в щепоть (см. картинку), во время повторения звука пальцы расправлять, как будто птичка полетела;
- «Тайна звука [Фь]». Раскроем все секреты звука [Фь]: непоющий – согласный ; звучит ласково, мягко – мягкий ; тихий звук (послушай голос ладошкой при звуке [Фь], закрой уши, назови звук [Фь]. Звенит в ушах или почти тихо?) – глухой ; обозначаем (зелёной фишкой).
- Примечание: работа со звуковыми фишками!
гласные звуки [А, У, И, О, Ы]– красные; согласные твёрдые – синие;
согласные мягкие – зелёные.
- Домашнее задание : вырезать несколько гласных и согласных фишек. Дети выполняют сами: обводят по трафарету круги и вырезают их.
- Работа с острыми предметами только под контролем взрослого!!!
Дидактическая игра «Лабиринт» (назови слова со звуком [Фь]). Будь внимателен! Иди по стрелочкам!
Старт
Финиш
Дидактическая игра «Новоселье» Найди место звука [Фь] в словах: в начале, в середине слова. Клавишу со стрелкой вправо нажимай и картинку заселяй!
Порядок слов: фиалки, туфелька, кофе, фея, сапфир, конфета, фен, филин, фигурист, зефир.
В конце слова звук [Фь] мы искать не будем. В нашем языке таких слов очень мало! Одно слово узнаешь в следующей игре. Продолжим играть?
Дидактическая игра «Секрет звука [Фь]»
В конце слова звук [Фь] почти не встречается в нашей речи. Есть одно слово, в котором этот звук можно иногда услышать. Отгадай загадку.
( морковь )
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Почему этот предмет лишний? Где находится звук [Фь] в этом слове, а во стальных словах? Клавишу со стрелкой вправо нажимай и картинку лишнюю убирай!
Дидактическая игра «Четвёртый лишний» Почему этот предмет лишний? Где находится звук [Фь] в этом слове, а во стальных словах? Клавишу со стрелкой вправо нажимай и картинку лишнюю убирай!
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Глазищи круглы, Когтищи остры, Носище кривой – Разбойник лесной.
(Филин)
Филин ухнул в тишине – Очень страшно стало мне! Ночью нужно крепко спать, А не по лесу летать!
Дидактическая игра «Ай да филин!!!» (выполнение звуко-слогового анализа слова «ФИЛИН») Клавишу со стрелкой вправо нажимай и звуки называй!
Разбери слово «ФИЛИН» на отдельные звуки.
- Назови первый звук в слове « ФЬ -ФИЛИН». Будь внимателен, первый звук звучит коротко, ласково, мягко: [ Фь ]. Какой это звук? (Мягкий согласный).
- Назови второй звук в слове «ФЬ- ИИИ -ЛИН». Будь внимателен, второй звук можно пропеть: [ И-И-И ] Какой это звук? (Гласный).
- Назови третий звук в слове «ФИ- Ль -ИН». Будь внимателен, третий звук звучит коротко, ласково, мягко : [ Ль ]. Какой это звук? (Мягкий согласный.)
- Назови четвёртый звук в слове «ФИЛь- ИИИ -Н». Будь внимателен, четвёртый звук можно пропеть: [ И-И-И ] Какой это звук? (Гласный).
- Назови последний звук в слове «ФИЛИ- Н ». Будь внимателен, последний звук звучит коротко, твёрдо: [ Н ]. Какой это звук? (Твёрдый согласный.)
Дидактические игры и задания:
- Сколько гласных звуков в слове «ФИЛИН»? Назови их.
- Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов!
- Отхлопай слово «ФИЛИН» по слогам;
- Сколько слогов в слове «ФИЛИН»;
- Назови по порядку все звуки в слове «ФИЛИН»;
Примечание: работа со звуковыми фишками или письменное графическое упражнение в тетради!
Дидактическая игра «Вспоминай-ка»
- Какие ты слова запомнил(-а) со звуком [фь]? Назови эти слова.
- В какие игры ты играл(-а) со звуком [фь]?
- Какая игра тебе больше всего понравилась?
- Поиграем ещё?
- Тогда начинай сначала! Удачи!
Спасибо за внимание!