Логопедическое занятие в 1 классе на тему:
Звуки [С], [С]. Буква С. Разработала: учитель-логопед Рокина Т.Ю. МБОУ «Саранпаульская СОШ»
Цель: знакомство со звуками [С], [С], буквой С.
Задачи: - уточнение артикуляции и звучания звуков, соотнесение с буквой;
- закрепление произношения звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематического восприятия звуков;
- развитие звукового анализа и синтеза;
- развитие темпо-ритмической организации речи;
- развитие связной речи;
- формирование навыков учебного поведения
Организационный момент.
Закружились в воздухе лёгкие пушинки –
Белые, красивые, холодные …(снежинки).
Скажем красиво: «Снежинки».
Ребята, к нам прилетело много красивых снежинок. А у слова «снежинка»
есть слова-родственники. Закройте глаза и послушайте слова: «снег, снежок, снегопад, снеговик, снегоход». На какой звук начинаются эти снежные слова? (на звук С).
Мы сегодня будем говорить про звук [С]. Это тема занятия.
- Давайте произнесем его [ССССССС].
- Будем произносить [ССССССС] и пойдем по алфавиту. Как только дойдем до нужной буквы, хлопните и скажите «стоп!»
- Это буква С (эс).
П
с
олумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
- Откройте тетради, нарисуйте большую букву С.
- Произносим звук твердо и рисуем ей петельки [ССССССС].
- Можем мягко назвать звук? Нарисуйте еще одну большую букву букву С.
- Произносим звук мягко и рисуем ей петельки [ССССССС].
(Звук может быть твердым и мягким).
- Звук глухой или звонкий? (глухой). Рисуем ухо.
- Как работает наш ротик? (рот заборчиком, язык внизу). Рисуем рот, язык.
-
Дуем, звук холодный. Рисуем снежинку.
Сделаем несколько упражнений для звука:
«заборчик, чистим нижние зубы, веник, лопатка»
Встаем, будем ловить снежинки. Вы будете хлопать, как только услышите звук [С]. Можно закрыть глаза, если хотите, чтобы потруднее:
- с, д, л, з. ж, р, з, сь, с, с, в, ш, у, ф, з, с, щ.
- со, сы, се, жу, зы, ас, ош, ощ, ис, есь, ящ, шу.
П
са
со
су
си
сэ
сыыыыыыы
се
ся
опоем! Прежде, чем петь, прочитаем слоги, они будут встречаться на экране.
(логопедические песенки )
Мы читали слоги-слияния.
- Разделим их на две группы: твердые и мягкие согласные [С] (звуковички);
- Разделим слова на две группы: твердые и мягкие согласные [С].
Для нашего снежного пейзажа я приготовила еще несколько картинок. Выходите к доске и приклейте картинки. Во всех словах должны быть звуки [С], [С].
(лес, сугроб, снеговик, дети с именами с буквой С, лиса, лось, собака, санки). Исключаем слова: заяц, кошка, лыжи.
Добавлю еще одну картинку и вы повторите за мной предложения.
- Саня катит санки.
- Соня катит санки.
- Света катается на санках.
- Саша катается на санках.
- Саша везёт санки.
- Саша катает снежный ком.
Звуковой анализ слов: ЛОСЬ, ЛИСА (в тетрадях рисуем кружочки, раскрашиваем, подбираем буквы).
Собираем из букв слова: СУП, СОН, СОК, НОС, УСЫ, КОСЫ, СОМ.
Расставляем стрелки (язычок вверх, язычок вниз ↑↓) и читаем буквенные дорожки
- СШСШШ, ССШСШ, ШСШСШ, СССШШ, ШШСШС
15.Возьмите снежинки, я буду называть звук, а вы соберите слово (СПАСИБО).