Тема. Звук и буква У. Гласные звуки.
Цель: 1. Четкое произнесение звука У.
2Выделение начального ударного гласного.
3Формировать умение образовывать мн. ч. имен существительных(ОНР)
4Развивать слуховое внимание и фонетическое восприятие
5. Договаривание предложения по картинке ( употребление существительных в Им. п. и В.п.единственного числа).(ФФНР)
6.Образование приставочных глаголов
7. Знакомство с буквой У.
Материал: предметные картинки, индивид.зеркала,демонстрационная карточка с буквой У, тетради, карандаши.
Ход занятия.
Оргмомент (мимические упражнения.)
-Дети представьте, что мы купили груши, лимоны, абрикосы. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съеште» по дольке груши и абрикоса и покажите ваши ощущения.
-Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, каким вы стали смльными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все тело расслабенно.
2. Сообщение темы -Сегодня мы с вами отправимся в мир звуков и букв, наше путешествие будет интересным.(выставить замок). В этом замке живет девочка, ее зовут Уля. 1.повторяют хором, 2. затем отдельно, 3. тихим и громким голосом.
-Какой первый звук слышите в слове Уля? Где мы еще можем услышать звук У? (ветер, волк).( разместить картинки : удочка, утка, утконос,улитка)Какой звук мы слышим начале каждого слова? ( звук У)
3.Артикуляция звука У. -Хором прозносим звук У.(паровоз) Что с губами?(губы трубочкой; зубы не смыкаются, закрыты губами, наблюдаем за воздушной струей, голосом).Попробуйте спеть. Что мы можем сказать о этом звуке?(он поется, тянется).Звук У называется гласным, гласные звуки живут в красном замке. Мы их будем обозначать красным кружком. Нажмите, «оживите» его.
4.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия(выделение звука У на слух). -Услышите, хлопайте:
1)А-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у-а-э-у.
2)из ряда гласных: уа, ау, уи, оу, аи, ио, ауи, аиу, иау, уиа.
3)из слов: умница, удочка, иволга,учит, паук, курица.
5. Дидактическая игра «один- много»
-Я буду говорить про один предмет, а вы -про много. (словарный материал: улитка-улитки, утюг- утюги, утка- утки, ус- усы, улыбка-улыбки, улица- улицы).
6.Физминутка (дети идут по комнате и на звук У останавливаются).
7. Договаривание предложения по картинке
В реке плавает (утка), я ловлю рыбу (удочкой), у ребенка болит (ухо), мама включила электрический (утюг), на листе сидит (улитка).
8.Выделение слов со звуком У.(Психогимнастика).
Дети, прослушайте стихотворение:
Удод у дороги А уж зашуршал
Увидел ужа, И уполз в камыши,
Удод улетел, Над глупым удодом
От испуга дрожа Смеясь от души.(И. Костарев)
Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы изобразите удода и ужа.
9.Образование приставочных глаголов
Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком у из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, уж). Что сделал удод? (Улетел). Удод улетает, а уж...(уползает), Пчелки улетают или уполдзают? (Улетают), Улитка...(уползает), Утка...(Уползает).
10. Знакомство с буквой У
1.Показ буквы.(строчная, заглавная)
2.На что похожа? У- сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У(В.Степашина).
3.Из скольких элементов состоит буква?
4.Нахождение буквы среди других букв.
5.Выкладывание из палочек.
5.Прорисовываие в воздухе.
6.Печатание буквы.