СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук [й'], буквы Й,й.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звук [й'], буквы Й,й.»

2 класс

УМК «Школа России»

Русский язык

Технологическая карта урока

Согласный звук [й,] и буква «и краткое».

Автор разработки: Орлова Наталья Викторовна

Тема

Согласный звук [й,] и буква и краткое.

Цели

Познакомить учащихся с особенностями буквы й.

Научить слышать звук [й,]; обозначать звук [й,] буквами й,е,ё,ю,я; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы


рассказывать правила написания звука [й,] буквами; грамотно писать слова содержащие звук [й,]; выполнять учебное задание в соответствии с целью; выполнять учебные действия, используя правила.


Термины и понятия

Согласный звук [й,] и буква и краткое.

Планируемый результат


Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Зайке;

- позитивное отношение к процессу работы со справочной литературой;

- осознание успешности при освоении темы.


Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия согласный звук [й] и буква и краткое;

- использовать приобретённые знания для грамотного написания слов с изученной орфограммой.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью;

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя термины в рамках учебного диалога;

- строить монологическое и диалогическое высказывание, представляя собственную позицию;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

- грамотно писать слова содержащие звук [й,];

- рассказывать правило написания звук ,]

- определять букву, которой в данном слове будет обозначен звук ,] .


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема: «Пословицы и поговорки»

».


Информационный материал:

Учебник «Русский язык» ч.1

Демонстрационный материал:

Карточки для индивидуальной работы и работы в парах

Блок словарных слов «Заяц», индивидуальные словарики..

Интерактивный материал:

Презентация, интерактивные задания.

Фронтальная.

индивидуальная –

парная -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Зайки.


- Сядет тот, кто назовёт согласный звук;

-согласный звонкий звук;

-согласный глухой звук;

-согласный звонкий, мягкий звук;

-согласный глухой твёрдый звук.

- Сядет тот, кто назовёт букву, которая обозначает

согласный, твёрдый звук [ к ], согласный мягкий звук [ л,].

-

Как вы думаете? Почему я начала урок с данного задания?

( открывается тема, не полностью)


Урок у нас сегодня необычный, мы в классе не одни. К нам пришли … . Вы любите ходить в гости? А принимать гостей? Вот сегодня мы с вами принимаем гостей. Но среди них есть необычный гость, посмотрите, как вы думаете КТО?


-К нам сегодня на урок

Из леса прискакал зверёк.

Он пушистый, длинноухий,

Хвост его - комочек пуха.

Кто же это, угадай-ка.

Ну, конечно, это…(зайка).

Слайд 2.

(по щелчку появляется Зайка)

Он, узнав, какую тему

Будет класс наш изучать

Заявил, что он не прочь

В этом деле нам помочь.

Предложенье принимаем?

Ну, тогда мы продолжаем!

- Мы с вами хозяева. Сегодня принимаем гостей. Какие родственные слова можно подобрать к слову – гость. ( Слово гости будет однокоренное?)


На доске запись: Г…стинец, г…стиная, г…стить

-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные)

Какую работу можно провести с этими словами?

(найти корень, проверить безударную гласную)

- Запишите эти слова с проверочным словом. Выделите корень в словах.

(Проверка работы)



Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание помочь Зайке


II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Актуализация знаний по теме «Как обозначается звук [й,] буквами?»

Планируемый результат

Цели:

• Познакомить учащихся с особенностями буквы й.

• Вспомнить правила записи звука [й,] буквами й,е,ё,ю,я.


• Научить:

- слышать звук [й,];

- обозначать звук [й,] буквами й, е,ё,ю,я;

- рассказывать правила написания звука [й,] буквами;

-грамотно писать слова содержащие звук [й,];

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя правила.



Построил Зайка себе новый красивый дом.

Слайд 3.

Как полагается, на дом повесил вывеску со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой. Почему, давайте вместе разберёмся.

Слайд 4.

-Какой звук мы произносим в слове Зайка?

Дайте ему характеристику. по щелчку Какой буквой мы обозначаем звук [Й']? по щелчку А Зайка какую букву написал? Какой звук мы обозначаем буквой И? по щелчку


Определите тему урока.(тема открывается полностью)


-Является ли эта тема совершенно новой для нас?

, мы уточним некоторые сведения по этой теме.

- Кто догадался, какая цель нашего урока?

Ошибка была исправлена.

Слайд 5.

Хорошо, что вмешалась в дело Зайки Мудрая Сова. Она всё Зайке объяснила и пристыдила гостей. Давайте запишем, что сказала Мудрая Сова.

Над чужой бедой не смейся, а помогай.

-Подчеркните в словах букву Й. Какой цвет выберем? Какой звук она обозначает?

-Согласны ли вы с Совой? Почему?

-Теперь Зайка дружит с буквой Й и звуком [Й'].

-Они часто играют со звуком в прятки.

Слайд 6.

Оказывается, звук-то не простой. Он часто надевает на себя шапку-невидимку. Зайка предлагает поиграть вместе с ним и узнать, какие буквы «скрывают» от нас звук [Й'].

Слайд 7.

Так за какими буквами может скрываться звук [Й']?

по щелчку появятся буквы Ё, Я, Е, Ю

- А когда буквы Ё, Е, Ю, Я могут обозначать два звука?

Вывод: звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого согласного или после гласных.

( Интерактивная игра «Помоги обезьянке»)


Физминутка

Слайд 8. (под музыку)

Очень ловко скачут зайки-

Раз, два, три, раз, два, три,

Скачут, скачут на лужайке-

Посмотри, посмотри!

Вот присели, встали – сели,

Вправо – влево поглядели.

А потом они опять

Дружно начали скакать.

Вправо – влево поглядели

И за парты тихо сели.


Первичное закрепление нового материала.

Откройте учебник

Стр. 115. Упр.185.

Будем работать у доски с комментированием.

-Спишите первое предложение. Выделите грамматическую основу. Разделите слова со звуком [Й'] на слоги.

-Сделайте вывод, составляет ли буква Й слог?





Познавательные умения:

-используя полученные раннее знания, обосновывать свое мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять учебные действия, используя правила.

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывание в рамках учебного диалога.

Предметные умения

- слышать звук [й,];

- обозначать звук [й,] буквами й, е,ё,ю,я;

- рассказывать правила написания звука [й,] буквами;

- грамотно писать слова содержащие звук [й,];


Цели деятельности


III этап. Интеллектуально-развивающая деятельность

Планируемый

результат деятельности

• Стимулировать интерес к процессу написания словарных слов.

• Учить школьников:

- ориентироваться в разных видах словарей;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат свой деятельности.



- А теперь Зайке пора, отправляться в другую школу, там тоже дети знакомятся со звуком [Й'] и просит нас помочь ему принарядиться)

(работа в парах)

Слайд 9.Вы читаете слово, записываете пропущенную букву, затем

(по щелчку) появляется буква и следующее слово, вы проверяете правильность своего выбора, читаете следующее слово и т. д.

(У зайчика каждый раз появляется новый элемент одежды)

Словарная работа

Слово заяц. Какая буква пропущена? Почему? Как проверить?

(Орфографический словарь).

Знакомство с новым блоком. Запись блока «Заяц» в словарики.

Составление и запись предложения со словами Заяц и капуста.

Выделение грамматической основы.

Зайка очень доволен вашей работой, а я предлагаю вам поработать в парах. Дружеский спор между буквами И и Й.

Сами распределите роли, договоритесь.

-Интерактивная игра «Помоги мышке спуститься с горы»

.Подведём итог урока: можете ли вы охарактеризовать звук [Й'] и звук [И]?

Какими буквами они обозначаются?

Почему согласный звук [Й'] называют звуком-невидимкой?

-

Личностные умения:

- проявлять творческое отношение к процессу составления предложений из заданных слов.


Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения задания;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения: --формулировать высказывание в рамках учебного диалога



IV этап. Рефлексивная деятельность


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности.

- Оцените свою работу на уроке

Если вам всё удалось и вы довольны собой, задания были лёгкими - покажите зелёный квадратик

, если у вас не всё получалось, но вы старались - покажите синий квадратик,

если было очень трудно и вам нужна помощь – красный квадратик.

Я тоже хочу оценить вашу работу на уроке.

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.


Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.


Цели темы:

Познакомить учащихся с особенностями буквы й.

Научить слышать звук [й,]; обозначать звук [й,] буквами й,е,ё,ю,я; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения, формируемые в рамках изучения темы

Личностные умения:

- проявлять позитивное отношение к процессу написания поздравительного письма.

Познавательные умения:

- использовать приобретённые знания для грамотного написания поздравительных писем.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

Подбирать правило при написании слова с соответствующей орфограммой.


*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


4