СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук «Ы», буква «Ы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1 класс, урок обучения грамоте с мультимедийным приложением)

Просмотр содержимого документа
«Звук «Ы», буква «Ы»»

Звук «Ы», буква «Ы»

(1 класс, урок обучения грамоте с мультимедийным приложением)

Цель: закрепить умения выделять звук из звучащей речи, сопоставлять звук «ы» с буквой «ы», выполнять звуко-буквенный разбор слов, учить писать букву «ы», читать слоги и слова с ней; развивать внимание, фонетический слух, воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.

Ход урока

I. Оргмомент

Учитель. Встали красиво у своих парт. Тихо сели, а я слушаю, какой ряд сел тише всех. Прислушайтесь. Не спугнули ли мы тишину?

II. Актуализация знаний. Повторение пройденного

Учитель. 1-ый ряд читает 1-ый столбик. Что заметили в словах 1-го столбика?

Дети. 2 гласные в начале и в конце, значит, 2 слога, в середине стоит согласная.

Учитель. 2-ой ряд 2-ой столбик. Какие можно составить слова из этих слогов? 3-ий ряд 3-ий столбик. Какой из слогов образует слово

Дети. Ира

Учитель. Но здесь ошибка. Кто заметил какая? 4-ый столбик читаем хором. Что можно сказать про согласные этих слогах?

Дети. Они мягкие.

Учитель. Почему?

Дети. После согласной стоит гласная «и»

Учитель. По «цепочке» читаем слова. Как из слова «гора» получилось «пора»? Что такое «пора»? Что такое тара?

Дети. Материал для упаковки

Учитель. Что такое отара?

Дети. Большое стадо овец.

Учитель. Как называется лодка у индейцев?

Дети. Пирога.


III. Выделение звука «Ы» в словах

Учитель. Отгадайте загадки.

Ну и кошка,

Вот так кошка,

Даже страх берет немножко.

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. (Рысь.)

Слайд 1

Учитель. Сколько гласных звуков? Какой? Сколько слогов? Почему? Сколько всего звуков в этом слове? Дайте характеристику каждому звуку?

Слайд 2

Учитель. Правильно ли построена схема?

Желтый, круглый,

Весь из дыр,

Любят мыши

Вкусный … (Сыр.)

Откройте учебники, найдите схему этого слова, обозначьте правильно все звуки на схеме. Озвучьте их .

Слайд 3

Учитель. Давайте проверим. Кто сделал правильно?


Слайд 4

Учитель. Найдите следующую картинку горы. Постройте схему этого слова. Проверим.


Слайд 5

Учитель. Найдите схему слова «тигры». Выполним хором разбор этого слова. Проверяем.


IV. Игра «Найди слово»

Учитель. Придумайте слова со звуком «Ы» и назовите место этого звука в слове. Вы назвали много слогов, но что же можно сказать о месте нахождения этого звука в словах?

Дети. Он стоит либо в начале, либо в середине слова.


V. Знакомство с буквой «ы»


Слайд 6

Учитель. Гласный звук «ы» на письме обозначается буквой «ы». она только маленькая, т.к. слов, начинающихся на эту букву, нет. На что похожа буква «ы»?


VI. Стихотворение Шибаева

А бедняжка буква «ы»

Бродит с палочкой, увы.


VII. Чтение слогов (про себя)

Учитель. Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук твердый и звонкий. Прочитайте слоги, в которых 1-й согласный звук твердый и глухой. Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и звонкий. Прочитайте слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий и глухой.


VIII. Физминутка (для рук)


IX. Работа в Прописи

Учитель. Сравните печатную и прописную буквы «ы». (Показ написания буквы «ы» с комментированием.) Начинаем писать букву сверху. Сначала наклонную линию, чуть не доводя до строчки, закругляем, продолжаем закруглять до середины буквы, делаем совсем маленькую петельку, но так, чтобы она не касалась написанной части, а потом ведем линию вверх и пишем наклонную линию с нижним закруглением.


Ученики обводят букву «ы» по точкам на табло.


Учитель. Графический анализ буквы. Из скольких частей состоит буква? Какие это элементы?


Написание буквы «ы» (3-я строчка)

Сравнение букв «и» и «ы».


Учитель. Какие элементы одинаковы в этих буквах? Откуда начинаем писать эти буквы? Пропишите по образцу 3 раза.


Теперь написание слогов. Прочитайте 1-ый слог. (Ры.) Какие буквы в него входят? Какое соединение? Пропишите строчку до конца. (Такая же работа с другими слогами). Далее написание слогов под диктовку. Прочитайте печатные слоги. Запишите на свободной строке слоги, в которых 1-ый согласный звук мягкий. Какие слоги вы написали? (Пи, ги, ти, ри.) На следующей строке запишите слоги в 2-го столбца: пы, гы, ты, ры.


X. Работа по азбуке

Учитель. Прочитайте 1-ую пару слов.

Дети. Тропа-тропы.

Учитель. Что такое тропа?

Дети. Небольшая дорога.

Учитель. Чем различаются эти слова по назначению?

Дети. Тропа-одна, тропы-много.

Учитель. Какой буквой заканчивается слово, обозначающее один предмет? А слово, обозначающее много предметов? Когда слово называет один предмет, про него говорят, что оно стоит в ед.ч., а если слово обозначает много предметов, то оно стоит во мн.ч. Прочитайте следующую пару слов.

Дети. Гитара-гитары.

Учитель. Что такое гитара?

Дети. Музыкальный инструмент.

Учитель. Прочитайте 3-ю пару слов.

Дети. Парта-парты.

Учитель. Какое слово стоит в ед.ч., а какое во мн.ч.? прочитайте 4-ю пару.

Дети. Рота-роты.

Учитель. Что такое рота?

Дети. Подразделение в войсках, примерно 100 человек.


Чтение слов 2-го столбика.


Дети. Рот-роты, игра-игры, торт-торты (обратить внимание на ударение), порог-пороги.

Учитель. Что такое порог?

Дети. Брус на полу в деревянном проеме.

Учитель. Прочитайте только слова, стоящие во мн.ч. подчеркните последние буквы в этих слов. Какие буквы могут быть на конце слов во мн.ч

Дети. Ы,и.


XI. Работа в прописи

Учитель. Прочитайте 1-ое слово.

Дети. Рот. (обратить внимание на соседние букв.)

Учитель. Как это слово будет звучать во мн.ч.? (Рты.) Запишите его. Далее запись в столбик: гора – горы (поставь ударение), игра – игры, парта – парты, трап – трапы, тигр – тигры. Что такое трап?

Дети. Лестница на самолетах, пароходах.


XII. Итог урока.

Учитель. С каким звуком и какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы узнали о звуке «ы»? что интересного было на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!