Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Купавинская средняя общеобразовательная школа № 25 имени героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова
Урок русского языка
во 2 “А” классе по теме:
«Звуки и буквы. Алфавит и его значение»
Учитель начальных классов высшей категории
Портнова З.П.
2016
Цель: Сформировать представление об алфавите как о группе букв, расположенных в определенном порядке.
Задачи:
1. Привести в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих.
2. Учить детей правильно называть буквы алфавита.
3. Формировать умение пользоваться алфавитом.
4. Учить использовать приобретённые знания в практической деятельности.
5. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.
Предметные результаты:
Знания: научатся характеризовать буквы и звуки, которые они обозначают, правильно называть буквы русского алфавита, располагать слова по алфавиту.
Умения: находить слова в словарике; выполнять начертание письменных заглавных и строчных букв; владеть разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований.
Формируемые УУД
Регулятивные: формулировать тему урока, понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; наблюдать и делать самостоятельные выводы, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: определять мотивацию учебной деятельности; формировать адекватную самооценку.
Ход урока
1. Орг. момент
Нужно хорошо учиться
Чтобы очень много знать,
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
2. Введение в тему урока
Исп. метод «Мозговой штурм». Работа в группах.
« — У вас на партах лежат 2 конверта. Откройте их. Что вам прислали?» (карточки с буквами (красного и синего цвета): а б в г д; карточки с цифрами: 1 2 3 4 5).
« — Если вы сможете догадаться как эти буквы соотносятся с данными цифрами, то узнаете о чём пойдет речь сегодня на уроке».
Капитаны команд предлагают варианты. Нужно дождаться ответа: эти буквы занимают первые 5 мест (соответственно цифрам) в русском алфавите, буква красного цвета обозначает гласный звук и т.д. На основании этого делается вывод о том, что тема урока сегодня — «Звуки, буквы. Алфавит».
2. Чистописание
Отгадайте загадки. Напишите отгадки.
Обруч, мяч и колесо вам напомнят букву ...(о)
Айболиту все сперва говорили букву ...(а)
Целый час жужжит уже на цветочке буква ...(ж)
Если сделаю я губки очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу… И услышу… (у)
С этой буквой веселей! Ну и как не улыбнуться –
Повисеть могу на ней, а потом и подтянуться! (п)
«П» в другую букву можно очень быстро превратить
Перекладину немножко нужно только опустить (н)
Букву «П» перевернули, справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце, получили букву… (ц)
Ёж под ёлкой задремал. Кто-то зверя обокрал:
Вместо «ёжика» лишь «жик» возле деревца лежит.
Ну же? Кто из вас узнал, что за букву ёж проспал? (ё)
3. Актуализация знаний о звуках и буквах
Что вы записали? (Буквы.)
А что такое буква? (Знак, значок для обозначения звука.)
Какие бывают буквы? (Печатные и письменные, Большие (заглавные, прописные) — маленькие (строчные).)
Кто из вас написал маленькие (строчные) буквы? … А кто заглавные (большие)? Для чего нам нужна заглавная буква? Когда мы ею пользуемся?
У всех ли букв русского языка есть заглавная буква? (Нет у букв «ы», «ь», «ъ» .) Почему? (С них не начинаются слова.)
Каждая буква имеет своё название, имя. Вспомните правильное название каждой из записанных нами букв. (Работа в группе, сигналом капитан показывает, что ребята его группы готовы.) Хором произносим названия букв.
Распределите эти буквы на 2 группы. (Работа по группам.)
По какому принципу распределяли? Какие буквы оказались в каждой группе? (Проверка: устный ответ + сигнальные карточки.)
Чем буква отличается от звука? (Звук произносим и слышим, букву пишем, видим, называем.)
Какие бывают звуки? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Какими бывают и могут быть согласные звуки?
Игровой момент «Экскурсоводы»
— Представьте, что мы попали в музей, экспонатами которого являются не картины, не разнообразная старинная утварь, а наши с вами обычные русские буквы. Ученики одной из команд будут экскурсоводами. Они по очереди представят нам каждую букву и расскажут о ней всё самое интересное, что знают.
(1 мин на подготовку)
Примерный вариант ответа: «Перед вами буква “А». Она обозначает гласный звук, потому что, когда мы его произносим, воздух проходит свободно, не встречая преград. Она может быть письменной и печатной, маленькой и большой. С большой буквы А пишутся такие слова, как Анна, Андрей, Архангельск. А ещё буква “А” знаменита тем, что с неё начинается наш алфавит».
Об остальных буквах рассказать подобным образом. За особенно хорошие, наиболее полные ответы детей можно поставить отметку.
4. Физминутка музыкальная «Поём алфавит»
(Дети подпевают и выполняют разминочные упражнения под музыку.)
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
— Музыкальный поезд привёз нас на новую страничку нашего урока. О чём же мы будем говорить теперь?
— Что такое алфавит? (Определенный порядок букв, где у каждой буквы есть своё место.)
— Давайте ещё раз вспомним алфавит, поиграв в игру «Самый внимательный». Я задаю вопросы, а вы должны быстро на них отвечать.
Назовите первую букву русского алфавита …; последнюю …;
Какая буква в алфавите идёт по счёту 3-й? …; а 30-й? …
Какая буква в алфавите идёт по счёту 5-й? …; а 50-й? …;
Почему такой буквы нет? (В алфавите 33 буквы.)
Какая буква стоит перед буквой М? После буквы Р?
Какая буква в алфавите стоит между буквами Ф и Ц?
Между какими буквами стоит буква З?
— С помощью подобных вопросов во внеурочное время определите самого внимательного ученика вашей команды, который на следующем уроке от имени команды будет защищать её честь.
А мы переходим к следующему заданию, которое поможет нам определить ученики какой команды лучше знают алфавит.
Игра “Шифровальщики”
— Перед вами лист с числами от 1 до 33. Кто-нибудь из вас догадался, что это? Это алфавит, только он зашифрован — и мы видим вместо букв числа. Вам нужно как можно быстрее «открыть» (найти место) те буквы, которые мы записали в чистописании.
Каждая команда выполняет задание как минимум на двух листочках. Один экземпляр сдают учителю, второй оставляют себе для самопроверки. Учитывается скорость выполнения и правильность. Проверка по образцу на доске или на экране.
Физминутка
— Чтобы ответить на вопросы:
Какую роль играет алфавит в жизни людей?
Нужно ли его хорошо знать?
Как и где можно использовать знание алфавита?
давайте посмотрим фрагмент исследовательской работы ученика 3 класса по теме «АБВГДейка, или Что такое алфавит и зачем его нужно знать».
Вопросы. — Где побывали дети? Что они узнали?
— Какой вывод сделали?
Вывод: Знать алфавит человеку необходимо для скорости нахождения нужной информации.
6. Применение знаний в знакомой (типовой) и изменённой (конструктивной) ситуации
— Запишите имена членов вашей команды, расположив их в алфавитном порядке.
Проверка: вся команда выходит к доске и дети встают друг за другом так, как они расположили имена, остальные ученики проверяют и сигналят. (согласны — зелёный, не согласны — красный)
— Как расставить слова в алфавитном порядке, если несколько слов начинаются с одной и той же буквы?
(Смотрим по второй букве и т.д.)
— А вот эти 2 слова по какой букве будем сравнивать?
ИЗМОРОСЬ, ИЗМОРОЗЬ
(По 7-ой, так как первые 6 одинаковые.)
— Какое слово запишите раньше? Почему?
— Эти 2 слова «убежали» из предложений.
… покрыла хрустальным покрывалом деревья и кустарники.
В ненастную погоду с неба сыпалась мелкая … .
Как вернуть «беглецов» на место?
В группах составьте план ваших действий и предложите его для обсуждения.
(Выслушиваются предложенные варианты, обсуждаются, дополняются, корректируются. К примеру, чтобы правильно вставить слово в предложение, нужно знать, что значит это слово, если не знаешь его лексического значения, то нужно посмотреть в толковом словаре, словарь открыть на букве «И» и т.п.)
— Запишите эти предложения, дополнив их нужным словом.
7. Самостоятельная работа. Игра «Следопыт»
— Сейчас мы увидим, какую награду каждый из вас заслуживает.
Дети выбирают по листочку с заданием.
— Перед вами алфавит, но некоторые буквы покинули его, чтобы образовать слово. Ваша задача — узнать, каких букв не хватает, выписать их и составить из них слово.
Дети выполняют задание и получают приз. Призы (цветок, медаль, конфета) разных цветов. По выбору цвета приза мы можем судить об эмоциональном состоянии ребёнка.
А Б Г Д Ё Ж З И Й Л М Н П Р С У Ф Х Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
______________________________________
Б В Г Д Ё Ж З И Й Л М П Р С У Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
______________________________________
Б В Г Ё Ж З И Й К Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Э Ю Я
______________________________________
8. Рефлексия
— Урок заканчивается и я прошу вас ответить на вопрос: «Чем вам полезен был наш урок?»
Ответы детей: Мы вспомнили … Мы узнали … Мы научились …