СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Звуки, буквы. Алфавит и его значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку во втором классе по теме "Звуки, буквы. Алфавит и его значение".

Просмотр содержимого документа
«"Звуки, буквы. Алфавит и его значение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Купавинская средняя общеобразовательная школа № 25 имени героя Советского Союза Михаила Васильевича Водопьянова









Урок русского языка

во 2 “А” классе по теме:

«Звуки и буквы. Алфавит и его значение»













Учитель начальных классов высшей категории

Портнова З.П.







2016



Цель: Сформировать представление об алфавите как о группе букв, расположенных в определенном порядке.

Задачи:

1. Привес­ти в систему знания об изу­ченных звуках и буквах, их обозначающих.

2. Учить детей правильно назы­вать буквы алфавита.

3. Формировать умение пользоваться алфавитом.

4. Учить использовать приобретённые знания в практической деятельности.

5. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей.



Предметные результаты:

Знания: научатся характеризовать буквы и звуки, которые они обозначают, правильно называть буквы русского алфа­вита, располагать слова по алфавиту.

Умения: находить слова в словарике; выполнять начертание письменных заглавных и строчных букв; вла­деть разборчивым акку­ратным письмом с уче­том гигиенических требований.



Формируемые УУД

Регулятивные: формулировать тему урока, понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; наблюдать и делать самостоятельные выводы, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: определять мотивацию учебной деятельности; формировать адекватную самооценку.


Ход урока

1. Орг. момент

Нужно хорошо учиться

Чтобы очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять.


2. Введение в тему урока

Исп. метод «Мозговой штурм». Работа в группах.

« — У вас на партах лежат 2 конверта. Откройте их. Что вам прислали?» (карточки с буквами (красного и синего цвета): а б в г д; карточки с цифрами: 1 2 3 4 5).

« — Если вы сможете догадаться как эти буквы соотносятся с данными цифрами, то узнаете о чём пойдет речь сегодня на уроке».

Капитаны команд предлагают варианты. Нужно дождаться ответа: эти буквы занимают первые 5 мест (соответственно цифрам) в русском алфавите, буква красного цвета обозначает гласный звук и т.д. На основании этого делается вывод о том, что тема урока сегодня — «Звуки, буквы. Алфавит».


2. Чистописание

Отгадайте загадки. Напишите отгадки.

  1. Обруч, мяч и колесо вам напомнят букву ...(о)

  2. Айболиту все сперва говорили букву ...(а)

  3. Целый час жужжит уже на цветочке буква ...(ж)

  4. Если сделаю я губки очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу… И услышу… (у)

  1. С этой буквой веселей! Ну и как не улыбнуться –

Повисеть могу на ней, а потом и подтянуться! (п)

  1. «П» в другую букву можно очень быстро превратить

Перекладину немножко нужно только опустить (н)

  1. Букву «П» перевернули, справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце, получили букву… (ц)

  1. Ёж под ёлкой задремал. Кто-то зверя обокрал:

Вместо «ёжика» лишь «жик» возле деревца лежит.

Ну же? Кто из вас узнал, что за букву ёж проспал? (ё)


3. Актуализация знаний о звуках и буквах

  • Что вы записали? (Буквы.)

  • А что такое буква? (Знак, значок для обозначения звука.)

  • Какие бывают буквы? (Печатные и письменные, Большие (заглавные, прописные) — маленькие (строчные).)

  • Кто из вас написал маленькие (строчные) буквы? … А кто заглавные (большие)? Для чего нам нужна заглавная буква? Когда мы ею пользуемся?

  • У всех ли букв русского языка есть заглавная буква? (Нет у букв «ы», «ь», «ъ» .) Почему? (С них не начинаются слова.)

  • Каждая буква имеет своё название, имя. Вспомните правильное название каждой из записанных нами букв. (Работа в группе, сигналом капитан показывает, что ребята его группы готовы.) Хором произносим названия букв.

  • Распределите эти буквы на 2 группы. (Работа по группам.)

  • По какому принципу распределяли? Какие буквы оказались в каждой группе? (Проверка: устный ответ + сигнальные карточки.)

  • Чем буква отличается от звука? (Звук произносим и слышим, букву пишем, видим, называем.)

  • Какие бывают звуки? Чем гласные звуки отличаются от согласных? Какими бывают и могут быть согласные звуки?




Игровой момент «Экскурсоводы»

— Представьте, что мы попали в музей, экспонатами которого являются не картины, не разнообразная старинная утварь, а наши с вами обычные русские буквы. Ученики одной из команд будут экскурсоводами. Они по очереди представят нам каждую букву и расскажут о ней всё самое интересное, что знают.

(1 мин на подготовку)

Примерный вариант ответа: «Перед вами буква “А». Она обозначает гласный звук, потому что, когда мы его произносим, воздух проходит свободно, не встречая преград. Она может быть письменной и печатной, маленькой и большой. С большой буквы А пишутся такие слова, как Анна, Андрей, Архангельск. А ещё буква “А” знаменита тем, что с неё начинается наш алфавит».

Об остальных буквах рассказать подобным образом. За особенно хорошие, наиболее полные ответы детей можно поставить отметку.


4. Физминутка музыкальная «Поём алфавит»

(Дети подпевают и выполняют разминочные упражнения под музыку.)


5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

— Музыкальный поезд привёз нас на новую страничку нашего урока. О чём же мы будем говорить теперь?

— Что такое алфавит? (Определенный порядок букв, где у каждой буквы есть своё место.)

— Давайте ещё раз вспомним алфавит, поиграв в игру «Самый внимательный». Я задаю вопросы, а вы должны быстро на них отвечать.

  • Назовите первую букву русского алфавита …; последнюю …;

  • Какая буква в алфавите идёт по счёту 3-й? …; а 30-й? …

  • Какая буква в алфавите идёт по счёту 5-й? …; а 50-й? …;

  • Почему такой буквы нет? (В алфавите 33 буквы.)

  • Какая буква стоит перед буквой М? После буквы Р?

  • Какая буква в алфавите стоит между буквами Ф и Ц?

  • Между какими буквами стоит буква З?

— С помощью подобных вопросов во внеурочное время определите самого внимательного ученика вашей команды, который на следующем уроке от имени команды будет защищать её честь.

А мы переходим к следующему заданию, которое поможет нам определить ученики какой команды лучше знают алфавит.


Игра “Шифровальщики”

— Перед вами лист с числами от 1 до 33. Кто-нибудь из вас догадался, что это? Это алфавит, только он зашифрован — и мы видим вместо букв числа. Вам нужно как можно быстрее «открыть» (найти место) те буквы, которые мы записали в чистописании.

Каждая команда выполняет задание как минимум на двух листочках. Один экземпляр сдают учителю, второй оставляют себе для самопроверки. Учитывается скорость выполнения и правильность. Проверка по образцу на доске или на экране.


Физминутка

— Чтобы ответить на вопросы:

  • Какую роль играет алфавит в жизни людей?

  • Нужно ли его хорошо знать?

  • Как и где можно использовать знание алфавита?

давайте посмотрим фрагмент исследовательской работы ученика 3 класса по теме «АБВГДейка, или Что такое алфавит и зачем его нужно знать».

Вопросы. — Где побывали дети? Что они узнали?

— Какой вывод сделали?

Вывод: Знать алфавит человеку необходимо для скорости нахождения нужной информации.


6. Применение знаний в знакомой (типовой) и изменённой (конструктивной) ситуации

— Запишите имена членов вашей команды, расположив их в алфавитном порядке.

Проверка: вся команда выходит к доске и дети встают друг за другом так, как они расположили имена, остальные ученики проверяют и сигналят. (согласны — зелёный, не согласны — красный)

— Как расставить слова в алфавитном порядке, если несколько слов начинаются с одной и той же буквы?

(Смотрим по второй букве и т.д.)

— А вот эти 2 слова по какой букве будем сравнивать?

ИЗМОРОСЬ, ИЗМОРОЗЬ

(По 7-ой, так как первые 6 одинаковые.)

— Какое слово запишите раньше? Почему?

— Эти 2 слова «убежали» из предложений.

покрыла хрустальным покрывалом деревья и кустарники.

В ненастную погоду с неба сыпалась мелкая … .

Как вернуть «беглецов» на место?

В группах составьте план ваших действий и предложите его для обсуждения.

(Выслушиваются предложенные варианты, обсуждаются, дополняются, корректируются. К примеру, чтобы правильно вставить слово в предложение, нужно знать, что значит это слово, если не знаешь его лексического значения, то нужно посмотреть в толковом словаре, словарь открыть на букве «И» и т.п.)

— Запишите эти предложения, дополнив их нужным словом.


7. Самостоятельная работа. Игра «Следопыт»

— Сейчас мы увидим, какую награду каждый из вас заслуживает.

Дети выбирают по листочку с заданием.

— Перед вами алфавит, но некоторые буквы покинули его, чтобы образовать слово. Ваша задача — узнать, каких букв не хватает, выписать их и составить из них слово.

Дети выполняют задание и получают приз. Призы (цветок, медаль, конфета) разных цветов. По выбору цвета приза мы можем судить об эмоциональном состоянии ребёнка.

А Б Г Д Ё Ж З И Й Л М Н П Р С У Ф Х Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

______________________________________

Б В Г Д Ё Ж З И Й Л М П Р С У Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

______________________________________



Б В Г Ё Ж З И Й К Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Э Ю Я

______________________________________










8. Рефлексия

— Урок заканчивается и я прошу вас ответить на вопрос: «Чем вам полезен был наш урок?»

Ответы детей: Мы вспомнили … Мы узнали … Мы научились …




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!