Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
8 апреля
-Сегодня на уроке русского языка, мы вспомним, чем же отличаются звуки от букв? (Ответы детей)
-Сколько букв в русском алфавите? (33)
-Бывают гласные, и…..(согласные)
-Сколько гласных букв вы знаете? Назовите их. А согласных? Назовите.
-Что интересного вы моете рассказать о гласных звуках? (тянутся, поются, некоторые имеют 2 звука)
-А о согласных? (Бывают твердые - мягкие, звонкие – глухие, парные – непарные)
-А сейчас я предлагаю немножко подумать… Будьте внимательны. Отгадайте загадки.
****
На ветке не птичка —
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? ... (Белка)
***
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.
И ты будь таким,
Как чистюля ... (Енот)
****
Я взял муки, я взял творог,
Испёк рассыпчатый ... (Пирог)
****
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и ... (Пенал)
-Какое словарное слово вам встретилось? (ПЕНАЛ)
-Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.
Чистописание
-Ниже на строчке строчными буквами пропишем слово ПЕНАЛ до конца строки, поставим ударение, выделим опасные места, т.е. где мы можем допустить ошибки.
Целеполагание
-А теперь давайте еще раз вспомним слова-отгадки и запишем их с красной строки с заглавной буквы, через запятую…
Белка, енот, пирог, пенал.
-Посмотрите внимательно на слова.
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. (ЕНОТ)
-Как вы думаете, чем мы продолжим заниматься на уроке?
-Наша задача, продолжить разбирать вопрос, чем же отличаются звуки от букв? Сегодня на уроке мы познакомимся с условными обозначениями звуков речи в звуковой записи слов, будем учиться сопоставлять звуковые и буквенные записи слов, а также познакомимся с правописанием новых словарных слов.
Работа по теме урока
Работа с информацией на «Страничке для любознательных» (с. 48).
-Давайте еще раз посмотрим и вспомним, как же обозначаются звуки в русском языке. Прочитайте текст.
-Как вы думаете, что вы обязательно должны запомнить. (Звук записывается буквами в квадратных скобках. Мягкий согласный звук отмечен запятой.ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАТЬ КАЖДОМА РЕБЕНКУ!!!)
-Давайте посмотрим, как же мы можем применить данные знания и где мы их можем применить. Для этого выполним следующее задание.
Работа по учебнику (с. 48, упр. 5)
-Сравните звуковые и буквенные обозначения слов. Чем они похожи? Чем различаются? (Заслушиваются варианты ответов учащихся.
-Назовите мягкие согласные звуки. Назовите твёрдые согласные звуки. Прочитайте слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Ель.)
-В тетради запишите и обозначьте звуками любое из данных слов – КНИГА, ПАЛЬТО.
Работа со словарными словами.
Прочитайте предложение. Замените рисунок словами.
Даше купили новое
Пальто — это верхняя одежда, которую надевают поверх платья, костюма.
-Запишите слово пальто в словарик, поставьте ударение, выделите опасные места, т.е., где мы можем допустить ошибки.
-Посмотрите внимательно на звуковое обозначение слова ПАЛЬТО.
[пальто]
[пал’то]
[палто]
-Определите верное звуковое обозначения слова пальто. ([пал'то])
-Посмотрите внимательно рисунки с мимическим изображением лиц: веселье, горе, удивление и др.
-
Постарайтесь повторить каждое выражение, каждую эмоцию. Получилось?
-Что вы можете рассказать о настроении этих ребят? Кто из них удивлён? Кому из них грустно? Кому из них весело? Обоснуйте свой выбор.
-Постарайтесь объяснить значение слова весело.
Весело - от слова весёлый.
1. Полный веселья, жизнерадостный.
2. Так говорят о наличии веселья, о радостном настроении, о весёлом чувстве, испытываемом кем-либо.
-Прочитайте строчки из стихотворения А. Пушкина.
-Догадайтесь, какое слово пропущено.
Ветер ... шумит,
Судно... бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана.
-Как вы думаете, какое же слово спряталось? (Весело.)
-Спишите первые две строчки стихотворения, вставляя вместо точек слово весело. В конце второй строчки поставьте три точки.
Работа по учебнику (с. 50, упр. 8)
-Прочитайте. В каждом слове «спряталось» слово. Найдите его и прочитайте. Спишите любых три слова. Подчеркните в них «спрятавшиеся слова.»
Работа по учебнику (с. 49, упр. 7)
Игра «Какая буква «заблудилась»
-Прочитайте стихотворение, заменяя выделенную букву, чтобы стихотворение имело смысл.
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Сом.)
Работа по учебнику (с. 49, упр. 6)
-Произнесите звуки. Можно ли сочетение этих звуков назвать словом? Обоснуйте свой ответ.
-Попробуйте составить их предложенных звуков слова.
Работа по учебнику (с. 51, упр. 10)
-Прочитайте стихотворение А. Барто.
Выразительное чтение строк стихотворения и текста о языке (учебник, упр. 10)
-Перечитайте строки так, чтобы слушатель услышал грома громыханье, шуршание мышек и кукование кукушки.
-Запишите в тетрадь предложение, в котором выделенные буквы в словах передают звуки грома.
-Выполнить письменно задание по учебнику на с. 50, упр. 9.
Самостоятельная работа!!!
Выполнить задание из рабочей тетради, упр. 5.
Подведение итогов урока
-Расскажите, что вы узнали о звуках и буквах русского языка?
-Постарайтесь объяснить, что обозначают буквы, а что звуки?
-Для чего нам нужны буквы?
-Я предлагаю в конце урока нарисовать смайлик. В тетради.
-Если тема показалась очень сложной, неинтересной, то красный смайлик.
-Если тема вызвала небольшие затруднения, но вы с ними справились, то желтый смайлик.
-Если тема была легкая и все выполнили без затруднения и с большим интересом, зеленый смайлик.
Спасибо за внимание! Всем хорошего настроения!