Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей
Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
«Звуки музыки»
(информационный материал для бесед)
СОСТАВИТЕЛИ:
Годжиев О.Т.
Корнаев А.Ю.
Хадарцева М.Ю.
концертмейстеры
г. Владикавказ, 2017г.
Наряду с древнейшими памятниками устного поэтического творчества - героическим эпосом музыка занимает одно из ведущих мест в арсенале осетинского искусства.
Действительно, музыкальное творчество обычно отождествляется в нашем сознании с деятельностью композитора. При этом иногда забывают, что истоки, корни всей музыки, в том числе и профессиональной, лежат в народном искусстве.
Нам неизвестны авторы народных мелодий, которые по сей день пленяют нас. В самом деле, кем и когда были сочинены, например, русская песня «Во поле береза стояла», украинская «Солнце низенько», грузинская «Сулико» и десятки, сотни других выразительных, ярких мелодий, без которых нельзя представить мировую музыкальную культуру? Можно лишь, не боясь, ошибиться, предположить, что их авторы - выходцы из народа, не получившие никакого музыкального образования, но наделенные от природы щедрым музыкальным даром. Они были творцами музыки, создателями многих шедевров.
У народной музыки есть два «золотых» свойства, объясняющих ее непреходящую ценность.
Первое заключается в том, что она в виде музыкальных образов отражает жизнь, быт, традиции, характер народа.
Второе свойство - многовековая шлифовка временем. Созданная безвестным автором, песня закреплялась в памяти исполнителей, каждый из которых вносил в нее свои поправки, и все наиболее ценное, что было создано народной мудростью, составляло фольклор - основу дальнейшего профессионального творчества композиторов всех стран. Не случайно гечательные достижения народной музыки проникли практически во все области музыки профессиональной.
Вот лишь несколько примеров.
Мы уже говорили о ладах, на которых зиждется европейская музыка
нескольких последних веков. Формирование их происходило именное в народном музыкальном искусстве.
Каждой национальной музыкальной культуре свойственны и свои острохарактерные ритмические рисунки. Ритмическая канва танцев тоже зародилась и отшлифовалась в народной музыке.
Кстати, о танцах. Сегодня мы безоговорочно относим к области профессиональной музыки клавирную танцевальную сюиту, творцами которой были И.С.Бах и Куперен. В сюиту входят такие танцы, как аллеманада, куранта, менуэт, сарабанда, жига. Но ведь большинство этих танцев народного происхождения.
Многие жанры и формы, типичные сегодня для профессиональной музыки, тоже первоначально возникли в народном творчестве. Скажем, весьма распространенная в классической музыке форма родна (в ней написаны различные пьесы и фрагменты произведений Куперена, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена) родилась из народных хоровых песен.
И, наконец, область музыкального инструментария. Прародители всех музыкальных инструментов, используемых сегодня в профессиональной музыке, - народные инструменты. Наиболее яркий пример - это скрипка, долгое время - не признаваемая профессионалами именно за то, что была народным «мужицким» инструментом.
И хотя имена многочисленных музыкантов-исполнителей из народа забыты, результаты их творчества не пропали даром. Благодаря им исполнительское искусство постоянно совершенствовались.
Единственным профессиональными исполнителями народной песни были долгое время странствующие актеры. На Руси они назывались скоморохами, во Франции - жонглерами, в Германии - шпильманами, в - Англии - менестрелями. Эти актеры просто и искренне выражали чувства многих тысяч людей, рассказывали о своих странствиях и высмеивали пороки богатеев и церковнослужителей, поэтому правящие классы и духовенство объявляли их вне закона, запрещали представления.
Однако народную песню заглушить было нельзя.
В некотором смысле у музыки более счастливая судьба, чем у других видов искусства. В то время как многочисленные войны и стихийные бедствия безвозвратно уничтожали творения самодеятельных умельцев - живописцев, зодчих, мастеров прикладного искусства - народные мелодии, как к пословицы, сказки, былины, устно передавались из поколения в поколение и таким образом были сохранены для потомков.
Многие композиторы черпали из народной музыки богатейший мелодический материал. Проникаясь самим духом народной музыки, они старались передать его в своих произведениях.
«Музыку создает народ, а мы, художники, только аранжируем ее». Это высказывание принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке - композитору, для которого русская народная музыка стала основой всего творчества.
По стопам Глинки прошли и другие русские творцы музыки - Даргомыжский, Балакирев, Бородин, Мусоргский... Как бы развивая мысль классика русской музыки, И.С.Танеев говорил: «Прочно только то, что корнями своими гнездится в народе».
5