I этап Цель: Подготовка детей к работе на занятии. Звучит мелодия «В гостях у сказки» Педагог: Ребята, знакома ли вам мелодия, которая сейчас вы услышали? Ответ детей: Да, Нет. Педагог: Когда то давно с этой заставки начиналась передача «В гостях у сказки» И сегодня я предлагаю вам сочинить свою сказку «Приключение звуков», потому что музыка состоит из звуков.
В некотором царстве, в некотором государстве жили музыкальные звуки….А дальше не помню. Что же делать?...Ребята, а давайте вместе с вами придумаем сказку про звуки. -Ответ детей. Педагог: Но сначала как в любой сказке нам надо выбрать главных героев сказки. Ребята, а можем ли мы с вами потрогать звуки, положить или увидеть их? Ответ детей. Нет. Педагог: А что можно с ними сделать? Ответ: Мы можем их услышать. Давайте с вами прислушаемся. Какие звуки нас окружают? -Ответ детей: шум дороги, скрип снега.. Педагог: Сейчас прозвучат звуки. Что вы услышали? (Фонограмма шумовые звуки) -ответ детей. Движение поезда, шум толпы, шум города… Педагог: Ребята, а эти звуки можно спеть? -Ответ детей: нет. Педагог: Правильно, звуки который издают только шум - называются… как вы думаете? -Ответ детей: шумовые.. Педагог: Прислушайтесь еще раз , а сейчас что звуки вам «нарисовали?» (фонограмма музыкальные звуки) Кто какую картину увидел? -Ответ детей: лес, ручей, пение кукушки. Педагог: А эти звуки можно назвать шумовые? -Ответ детей. Нет. Педагог: Почему это не шумовые звуки? Ответ детей. Потому что их можно спеть. Они мелодичные, плавные отрывистые… Звуки, которые можно спеть мы назовем…музыкальные. Вот у нас с вами появились два звука - героя. Какие? Ответ детей. Музыкальный и шумовой звуки. II Этап Цель: Введение в тему Знакомство с новым материалом. Педагог: Однажды звуки поссорились. Кто из них самый главный. Музыкальный звук говорил, что без него никто и никогда не услышал бы музыки. Шумовой утверждал, что его звуки повсюду. Ребята что же делать? Надо у кого- то просить помощи. Как вы думаете, у кого мы можем попросить помощи? С кем звуки могут дружить? Ответ детей: с песней, музыкой… Педагог: Что будет, если музыкальные звуки соберутся вместе, что можем мы услышать? (педагог наигрывает на инструменте любую мелодию) Ответ детей. Музыку, мелодию. Педагог: Правильно, надо просить помощи у госпожи мелодии. А живет она в стране музыки. Тогда отправляемся в путь. А чтоб нам было весело идти, давайте споем песенку (Звучит припев песни «Друг в беде не бросит» разучивание припева. )
Педагог: Ребята, что это? Ответ детей. Мешочек. Педагог: Что же в нем лежит? Давайте посмотрим?... Ой, там инструменты. Но почему то они грустные. Как вы думайте, ребята, почему они грустные?
-Ответ детей: они долго лежали, потерялись и т. д. Педагог: Наверно, ребята, на них никто давно не играл. Постойте, постойте, они, что то нам говорят? Ребята, они просят, чтобы мы с ними поиграли. Поиграем? Ответ детей: Да. (Игра « Угадай какой инструмент прозвучал» ) Вы просто молодцы! Справились с заданием. А кто скажет, какие звуки сейчас с вами играли? -Ответ детей: Шумовые. Педагог: Ребята, пойдем дальше? Посмотрите? Что это? Написано что то? Ответ детей: пауза Педагог: Пауза – это значит остановка. Нам пора с вами немного отдохнуть.. (Физ. минутка) Педагог: пока мы с вами отдыхали, посмотрите, появился указатель в нашей сказке. Куда пойдем? Ответ детей: направо, налево. Педагог: Я предлагаю идти налево с нашей веселой песней. (песня «Друг в беде не бросит» с шумовыми инструментами) Педагог: Наша тропинка привела нас к непонятному дереву? Посмотрите что это за дерево? С ним, что то не так? Что в нем необычного? Вроде и листья есть и ствол и корни? ( перепутаны ствол, корни и крона местами) -Ответ детей: В нем все перепутано. Педагог: Звери и птицы грустят. Надо все расставит на свои места. Поможем им? Ответ детей. Да Педагог: А что мы можем сделать? Давайте разделимся по парам, и каждый из вас подумает, куда посадить своих сказочных персонажей. И объяснить, почему вы их посадили на выбранное место на дубе. Так мы исправим путаницу в дереве. (Ребята исправляют ошибки в дубе. Работа в парах. распределение животных. Крона –зеленая, ствол- желтый, корни – голубые.) Педагог: Посмотрите внимательно, у каждой части есть свой цвет. И такие же цвета есть на инструменте (на клавиши наклеены желтые, зеленые и голубые полоски в соответствии с регистром) Вам надо взять героя, подойти к инструменту и нажать звуки, которые ему принадлежат по цвету. (Распределение героев и игра на инструменте) Педагог: Ребята, вы наверно все заметили, что для каждого героя был свой звук: высокий для птиц, низкий для медведя и волка, средний -для кукушки и кота. Высота звука называется регистром. Давайте повторим, кто на какой высоте находится. На высоком регистре кто живет? Ответ детей: птицы. Педагог: На низком регистре кто залез в берлогу? Ответ детей. Медведь. Педагог: А на среднем у нас сидит… Ответ детей: Кукушка и кот. Педагог: Куда же идти дальше? Указателей нет, тропинка закончилась. Надо у кого то спросить? (Игра на среднем регистре) Педагог: Какой регистр прозвучал? Ответ детей : средний. Педагог: Кто живет у нас в среднем регистре? Ответ детей: кот. Педагог: Спросим у кота, он ученый. А как бы вы у него спросили, ребята? Ответ детей: «Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где живет госпожа мелодия? Куда нам идти дальше?» Кот: «Ответите на мои вопросы - загадки, тогда скажу» - Педагог: Ответим на загадки, ребята? Ответ детей. Да. (Загадки про инструменты) Очень весело поет, Если дуете в нее. Вы все на ней играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду-ду. Да-да, да-да-да! Вот так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это?.. (Дудочка) Он поход на погремушку, Только это не игрушка! (Маракас) Играть умеет он и «форте», и «пиано», За это назвали его… (Фортепиано) Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит – В ногу всем шагать велит. (Барабан) Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент – И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале. (Гитара) Тонкой палочкой взмахнет — Хор на сцене запоет. Не волшебник, не жонглер. Кто же это? (дирижер) III ЭТАП Рефлексия Педагог: Я думаю, что мы справились с заданием. Посмотрите, ребята дуб исчез, Послушайте, что то звучит? Ответ детей: Звучит музыка. Педагог: А, что вы услышали? Ответ: шум волны, гитару. Педагог: Я думаю, мы нашли госпожу мелодию. Посмотрите, какая она красива, как дружно звучат звуки. Ребята, думаю, что сказка наша подходит к концу. Я предлагаю вам придумать свой финал сказки. Ответ детей: звуки подружились… Педагог: Что бы сказала музыкальным звукам госпожа мелодия? Ответ детей: Что нужно жить дружно и никогда не ссориться. Все звуки очень важны! Педагог: Невозможно услышать шум волны, машины, шелест листвы, пение птиц, журчание ручья без вас музыкальный и шумовой звук. Вы нас окружаете повсюду – в походе в театре в кино. А когда звуки собираются вместе, может прозвучать необыкновенный оркестр. Ребята я вам предлагаю померить наши звуки и под нашу песню «Друг в беде не бросит» Сыграть нашим оркестром из музыкальных и шумовых звуков. (Игра на инструментах шумовых и музыкальных , исполнение припева песни «Друг в беде не бросит») Вот и закончили мы с вами нашу сказку. Я думаю, что звуки всегда будут дружить и никогда не ссорится. А с вами дорогие авторам сказки я прощаюсь, до новых встреч! |