СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки. Свойства звуков.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В форме сказке даются основные понятия звук и свойство звука

Просмотр содержимого документа
«Звуки. Свойства звуков.»



Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр

Усть - Кутского образования детей.










Занятие по сольфеджио

Звуки. Свойство звуков.








Петрочук Елена Александровна

Педагог дополнительного образования


















Усть-Кут 2014 год





I этап

Цель: Подготовка детей к работе на занятии.

Звучит мелодия «В гостях у сказки»

Педагог: Ребята, знакома ли вам мелодия, которая сейчас вы услышали?

Ответ детей: Да, Нет.

Педагог: Когда то давно с этой заставки начиналась передача «В гостях у сказки» И сегодня я предлагаю вам сочинить свою сказку «Приключение звуков», потому что музыка состоит из звуков.



В некотором царстве, в некотором государстве жили музыкальные звуки….А дальше не помню. Что же делать?...Ребята, а давайте вместе с вами придумаем сказку про звуки.

-Ответ детей.

Педагог: Но сначала как в любой сказке нам надо выбрать главных героев сказки. Ребята, а можем ли мы с вами потрогать звуки, положить или увидеть их?

Ответ детей.

Нет.

Педагог: А что можно с ними сделать?

Ответ: Мы можем их услышать.

Давайте с вами прислушаемся. Какие звуки нас окружают?

-Ответ детей: шум дороги, скрип снега..

Педагог: Сейчас прозвучат звуки. Что вы услышали?

(Фонограмма шумовые звуки)

-ответ детей. Движение поезда, шум толпы, шум города…

Педагог: Ребята, а эти звуки можно спеть?

-Ответ детей: нет.

Педагог: Правильно, звуки который издают только шум - называются… как вы думаете?

-Ответ детей: шумовые..

Педагог: Прислушайтесь еще раз , а сейчас что звуки вам «нарисовали?»

(фонограмма музыкальные звуки)

Кто какую картину увидел?

-Ответ детей: лес, ручей, пение кукушки.

Педагог: А эти звуки можно назвать шумовые?

-Ответ детей. Нет.

Педагог: Почему это не шумовые звуки?

Ответ детей. Потому что их можно спеть. Они мелодичные, плавные отрывистые…

Звуки, которые можно спеть мы назовем…музыкальные.

Вот у нас с вами появились два звука - героя. Какие?

Ответ детей. Музыкальный и шумовой звуки.

II Этап

Цель: Введение в тему

Знакомство с новым материалом.

Педагог: Однажды звуки поссорились. Кто из них самый главный. Музыкальный звук говорил, что без него никто и никогда не услышал бы музыки. Шумовой утверждал, что его звуки повсюду.

Ребята что же делать? Надо у кого- то просить помощи. Как вы думаете, у кого мы можем попросить помощи? С кем звуки могут дружить?

Ответ детей: с песней, музыкой…

Педагог: Что будет, если музыкальные звуки соберутся вместе, что можем мы услышать? (педагог наигрывает на инструменте любую мелодию)

Ответ детей. Музыку, мелодию.

Педагог: Правильно, надо просить помощи у госпожи мелодии. А живет она в стране музыки. Тогда отправляемся в путь. А чтоб нам было весело идти, давайте споем песенку

(Звучит припев песни «Друг в беде не бросит» разучивание припева. )



Педагог: Ребята, что это?

Ответ детей. Мешочек.

Педагог: Что же в нем лежит? Давайте посмотрим?... Ой, там инструменты. Но почему то они грустные.

Как вы думайте, ребята, почему они грустные?



-Ответ детей: они долго лежали, потерялись и т. д.

Педагог: Наверно, ребята, на них никто давно не играл. Постойте, постойте, они, что то нам говорят? Ребята, они просят, чтобы мы с ними поиграли. Поиграем?

Ответ детей: Да.

(Игра « Угадай какой инструмент прозвучал» )

Вы просто молодцы! Справились с заданием.

А кто скажет, какие звуки сейчас с вами играли?

-Ответ детей: Шумовые.

Педагог: Ребята, пойдем дальше?

Посмотрите? Что это? Написано что то?

Ответ детей: пауза

Педагог: Пауза – это значит остановка. Нам пора с вами немного отдохнуть..

(Физ. минутка)

Педагог: пока мы с вами отдыхали, посмотрите, появился указатель в нашей сказке. Куда пойдем?




Ответ детей: направо, налево.

Педагог: Я предлагаю идти налево с нашей веселой песней.

(песня «Друг в беде не бросит» с шумовыми инструментами)

Педагог: Наша тропинка привела нас к непонятному дереву? Посмотрите что это за дерево? С ним, что то не так? Что в нем необычного? Вроде и листья есть и ствол и корни? ( перепутаны ствол, корни и крона местами)

-Ответ детей: В нем все перепутано.

Педагог: Звери и птицы грустят. Надо все расставит на свои места. Поможем им?

Ответ детей. Да

Педагог: А что мы можем сделать? Давайте разделимся по парам, и каждый из вас подумает, куда посадить своих сказочных персонажей. И объяснить, почему вы их посадили на выбранное место на дубе.

Так мы исправим путаницу в дереве.

(Ребята исправляют ошибки в дубе. Работа в парах. распределение животных. Крона –зеленая, ствол- желтый, корни – голубые.)

Педагог: Посмотрите внимательно, у каждой части есть свой цвет. И такие же цвета есть на инструменте (на клавиши наклеены желтые, зеленые и голубые полоски в соответствии с регистром) Вам надо взять героя, подойти к инструменту и нажать звуки, которые ему принадлежат по цвету.

(Распределение героев и игра на инструменте)

Педагог: Ребята, вы наверно все заметили, что для каждого героя был свой звук: высокий для птиц, низкий для медведя и волка, средний -для кукушки и кота. Высота звука называется регистром. Давайте повторим, кто на какой высоте находится. На высоком регистре кто живет?

Ответ детей: птицы.

Педагог: На низком регистре кто залез в берлогу?

Ответ детей. Медведь.

Педагог: А на среднем у нас сидит…

Ответ детей: Кукушка и кот.

Педагог: Куда же идти дальше? Указателей нет, тропинка закончилась. Надо у кого то спросить? (Игра на среднем регистре)

Педагог: Какой регистр прозвучал?

Ответ детей : средний.

Педагог: Кто живет у нас в среднем регистре?

Ответ детей: кот.

Педагог: Спросим у кота, он ученый. А как бы вы у него спросили, ребята?

Ответ детей: «Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где живет госпожа мелодия? Куда нам идти дальше?»

Кот: «Ответите на мои вопросы - загадки, тогда скажу» -

Педагог: Ответим на загадки, ребята?

Ответ детей. Да.

(Загадки про инструменты)



Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?.. (Дудочка)

Он поход на погремушку,

Только это не игрушка! (Маракас)


Играть умеет он и «форте», и «пиано»,

За это назвали его… (Фортепиано)

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит. (Барабан)

Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент –

И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале.

(Гитара)

Тонкой палочкой взмахнет —

Хор на сцене запоет.

Не волшебник, не жонглер.

Кто же это? (дирижер)


III ЭТАП Рефлексия

Педагог: Я думаю, что мы справились с заданием. Посмотрите, ребята дуб исчез, Послушайте, что то звучит?

Ответ детей: Звучит музыка.

Педагог: А, что вы услышали?

Ответ: шум волны, гитару.

Педагог: Я думаю, мы нашли госпожу мелодию. Посмотрите, какая она красива, как дружно звучат звуки.

Ребята, думаю, что сказка наша подходит к концу. Я предлагаю вам придумать свой финал сказки.

Ответ детей: звуки подружились…

Педагог: Что бы сказала музыкальным звукам госпожа мелодия?

Ответ детей: Что нужно жить дружно и никогда не ссориться. Все звуки очень важны!

Педагог: Невозможно услышать шум волны, машины, шелест листвы, пение птиц, журчание ручья без вас музыкальный и шумовой звук. Вы нас окружаете повсюду – в походе в театре в кино.

А когда звуки собираются вместе, может прозвучать необыкновенный оркестр.

Ребята я вам предлагаю померить наши звуки и под нашу песню «Друг в беде не бросит» Сыграть нашим оркестром из музыкальных и шумовых звуков.

(Игра на инструментах шумовых и музыкальных , исполнение припева песни «Друг в беде не бросит»)

Вот и закончили мы с вами нашу сказку. Я думаю, что звуки всегда будут дружить и никогда не ссорится. А с вами дорогие авторам сказки я прощаюсь, до новых встреч!




Фонограмма

Слайд 1

«В гостях у сказки»





Слайд 2

«Сказка про звуки»













Фонограмма звуки города

Слайд3

«Шумовые звуки»






фонограмма «Звуки леса»

Слайд 4

«Музыкальные звуки»









Слайд 5 «Звуки шумовой и музыкальный»

























Песня «Друг в беде не бросит»

Разучивание игра «Эхо»



Слайд 6 «Мешочек»











Игра «Мешочек»







Слайд 7

«Пауза»

Физ. Минутка «Елочка»

Слайд 8 «Указатель»



Песня «друг в беде не бросит»

Слайд 9 «Тропинка»















Исправление ошибок в дубе. Распределение животных (волк, медведь, птицы, кукушка, кот ученый. )























Слайд 10 «Регистры»









Педагог играет в среднем регистре



Слайд 11

Ответ кота.





Слайд 12

«Загадки про инструменты»































Слайд 13

«Госпожа мелодия»



















Слайд 14

«Конец сказки»



Слайд 15 «Дружба»



7