СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью является развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.Закрепление знаний обучающихся о гласных звуках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки.»

Дата _______________

Класс ______________


Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки.

Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- закреплять знания обучающихся о гласных звуках русского языка; - продолжать учить детей соотносить гласные звуки с соответствующими им символами;

- закреплять знания норм орфографии;

- отрабатывать чёткое произношение гласных;

Коррекционно-развивающие:

- развивать временные представления;

- развивать внимание, память, логическое мышление обучающихся;

Коррекционно - воспитательные:

- формировать доброжелательность, инициативность, самоконтроль;

- воспитывать умение работать в коллективе.


Формирование УУД:

Регулятивные: развивать способности понимать поставленную учебную задачу, оценивать результаты;

Познавательные: обрабатывать полученную информацию;

Коммуникативные: формировать умение грамотно высказывать свои мысли; интегрироваться в группу сверстников.


Оборудование: конверт с заданиями, пустые конверты по количеству детей, плакатики с изображением символов гласных звуков, индивидуальные зеркала по количеству детей, карточки с цифрами, предметные картинки, индивидуальные карточки, листочки в косую линейку, ручки, карандаши.


Ход занятия.

I.Организационное начало занятия (приветствие, проверка готовности к занятию)

Развитие временных представлений, блиц-опрос.

- Какое время года сейчас?

- Какой сейчас период осени?

- Какие вы знаете осенние месяцы?

- Какой сегодня день недели?

- Какая сейчас часть суток?




II.Основная часть.

1)Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо из Волшебной страны звуков и букв. Давайте посмотрим, что в нём. (Рассматривается письмо). В письме задания для вас. Давайте выполним их и отправим ответные письма.

Логопед раздаёт пустые конверты детям. Далее достаёт первое задание из письма.

- Ребята, отгадайте загадки.


Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту,

За лягушками к болоту. (Аист)


Загляни к нему ты в сумку,

Там увидишь ты малютку.

Далёко прыгает в длину

Всем известный … (Кенгуру)


Кто со мною в дождик вышел,

Для того я вроде крыши. (Зонт)


У песочных ям,

У горы крутой

Стоит великан

С железной рукой. (Экскаватор)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться. (Мыло)

Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры -

Помчались с горы. (Санки)


В ходе отгадывания загадок логопед предлагает выделить гласный звук из начала, конца или середины слова (Аист - А, кенгуру - У, зонт - О, экскаватор - Э, мыло - Ы, санки - И).

Дети называют гласные (а, у, о, э, и, ы), следя за их артикуляцией перед зеркалом и соотнося произносимые звуки с соответствующими символами (у детей на парте зеркала и плакатики с изображением символов гласных), записывают нужную букву на листочке. (Затем в конце занятия листочек вкладывается в конверт).

- Что вы знаете о гласных звуках? (При произношении гласных губы и зубы раскрыты, воздушная струя не встречает преграды на своём пути).

2) Закрепление знаний норм орфографии. Закрепление знаний о правописании имён собственных.

Логопед достаёт второе задание из письма. Сначала раздаёт детям карточки, на которых записаны слова с пропущенными буквами:

Аналогичная запись на доске:

_ нна, _льга, _ горь, _рина, _ льяна, _ван.

Учащиеся работают у доски и на карточках, вставляя и подчёркивая пропущенные гласные.

- А что это за слова? Что они обозначают? С какой буквы пишутся? Назовите сначала только мужские имена, а теперь - женские.

Затем раздаются другие карточки из письма.

- Вставьте в квадратик ту гласную букву, которую нужно написать в данном слове.

На карточках записаны различные слова с пропущенной гласной.


3) Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Логопед предлагает выполнить следующее задание, пришедшее в письме. У учащихся карточки с цифрами. Логопед называет слова, дети произносят последовательно звуки, ведя палец от цифры к цифре; цифру, обозначающую последний звук, выдвигают из ряда. Затем указывают место гласных в слове.

Предлагаемые слова: луна, лимон, буквы.

Физкультминутка

Дети и логопед проговаривают четверостишие, выполняют движения.

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил.

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем. (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад!

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)


4) Развитие представлений о звуковом составе слова.

- Ребята, следующее задание, которое надо выполнить, это расшифровать слова.

На доске записаны схемы слов и ключ к схемам: А - 1, У - 2, О - 3, Э - 4, И - 5, Ы - 6.

л5с1

р6б1

кн5г1

м1л6ш

4кр1н

Дети расшифровывают, записывают слова, выделяют гласные.

- А теперь ещё одно задание. Преобразуйте слова. Измените гласный так, чтобы получилось новое слово.

На доске запись:

бак -

вал -

Дети преобразовывают слова, получаются следующие цепочки:

бак - бок - бык - бук

вал - вол - вил - выл

Слова записываются на листочке.

5) Рефлексия.

- Что вы узнали на занятии? Чему научились?

III. Итог. «Отправка писем».

6X



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!