Дата _______________
Класс ______________
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Гласные звуки.
Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- закреплять знания обучающихся о гласных звуках русского языка; - продолжать учить детей соотносить гласные звуки с соответствующими им символами;
- закреплять знания норм орфографии;
- отрабатывать чёткое произношение гласных;
Коррекционно-развивающие:
- развивать временные представления;
- развивать внимание, память, логическое мышление обучающихся;
Коррекционно - воспитательные:
- формировать доброжелательность, инициативность, самоконтроль;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Формирование УУД:
Регулятивные: развивать способности понимать поставленную учебную задачу, оценивать результаты;
Познавательные: обрабатывать полученную информацию;
Коммуникативные: формировать умение грамотно высказывать свои мысли; интегрироваться в группу сверстников.
Оборудование: конверт с заданиями, пустые конверты по количеству детей, плакатики с изображением символов гласных звуков, индивидуальные зеркала по количеству детей, карточки с цифрами, предметные картинки, индивидуальные карточки, листочки в косую линейку, ручки, карандаши.
Ход занятия.
I.Организационное начало занятия (приветствие, проверка готовности к занятию)
Развитие временных представлений, блиц-опрос.
- Какое время года сейчас?
- Какой сейчас период осени?
- Какие вы знаете осенние месяцы?
- Какой сегодня день недели?
- Какая сейчас часть суток?
II.Основная часть.
1)Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо из Волшебной страны звуков и букв. Давайте посмотрим, что в нём. (Рассматривается письмо). В письме задания для вас. Давайте выполним их и отправим ответные письма.
Логопед раздаёт пустые конверты детям. Далее достаёт первое задание из письма.
- Ребята, отгадайте загадки.
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту. (Аист)
Загляни к нему ты в сумку,
Там увидишь ты малютку.
Далёко прыгает в длину
Всем известный … (Кенгуру)
Кто со мною в дождик вышел,
Для того я вроде крыши. (Зонт)
У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой. (Экскаватор)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не лениться. (Мыло)
Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки)
В ходе отгадывания загадок логопед предлагает выделить гласный звук из начала, конца или середины слова (Аист - А, кенгуру - У, зонт - О, экскаватор - Э, мыло - Ы, санки - И).
Дети называют гласные (а, у, о, э, и, ы), следя за их артикуляцией перед зеркалом и соотнося произносимые звуки с соответствующими символами (у детей на парте зеркала и плакатики с изображением символов гласных), записывают нужную букву на листочке. (Затем в конце занятия листочек вкладывается в конверт).
- Что вы знаете о гласных звуках? (При произношении гласных губы и зубы раскрыты, воздушная струя не встречает преграды на своём пути).
2) Закрепление знаний норм орфографии. Закрепление знаний о правописании имён собственных.
Логопед достаёт второе задание из письма. Сначала раздаёт детям карточки, на которых записаны слова с пропущенными буквами:
Аналогичная запись на доске:
_ нна, _льга, _ горь, _рина, _ льяна, _ван.
Учащиеся работают у доски и на карточках, вставляя и подчёркивая пропущенные гласные.
- А что это за слова? Что они обозначают? С какой буквы пишутся? Назовите сначала только мужские имена, а теперь - женские.
Затем раздаются другие карточки из письма.
- Вставьте в квадратик ту гласную букву, которую нужно написать в данном слове.
На карточках записаны различные слова с пропущенной гласной.
3) Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.
Логопед предлагает выполнить следующее задание, пришедшее в письме. У учащихся карточки с цифрами. Логопед называет слова, дети произносят последовательно звуки, ведя палец от цифры к цифре; цифру, обозначающую последний звук, выдвигают из ряда. Затем указывают место гласных в слове.
Предлагаемые слова: луна, лимон, буквы.
Физкультминутка
Дети и логопед проговаривают четверостишие, выполняют движения.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем. (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад!
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
4) Развитие представлений о звуковом составе слова.
- Ребята, следующее задание, которое надо выполнить, это расшифровать слова.
На доске записаны схемы слов и ключ к схемам: А - 1, У - 2, О - 3, Э - 4, И - 5, Ы - 6.
л5с1
р6б1
кн5г1
м1л6ш
4кр1н
Дети расшифровывают, записывают слова, выделяют гласные.
- А теперь ещё одно задание. Преобразуйте слова. Измените гласный так, чтобы получилось новое слово.
На доске запись:
бак -
вал -
Дети преобразовывают слова, получаются следующие цепочки:
бак - бок - бык - бук
вал - вол - вил - выл
Слова записываются на листочке.
5) Рефлексия.
- Что вы узнали на занятии? Чему научились?
III. Итог. «Отправка писем».
6X