Конспект ООД в средней группе
Тема: «Звуковая культура речи звук Ж»
Цель. Создать условие для развитие звуковой культуры речи через ознакомление детей со звуком Ж.
Задачи:
Обучающие: закреплять правильное произношение звука ж; отрабатывать произношение свистящих, шипящих звуков, умение определять слова со звуком ж; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику; фонематический слух: определять на слух присутствие в слове звука ж; упражнять детей в умении пересказывать. мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к звукам, звуковую и интонационную выразительность речи; воспитывать партнерские отношения во время игр
Демонстрационный материал: игрушка жука; картинки на заданные звуки «Ж»; пальчиковая игра «Волшебная дорожка»
Раздаточный материал: карточки для пальчиковой игры «Волшебная дорожка»; картинки с предметами; бумажный жук
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминуток, разучивание стихов, изготовление жуков.
Ход ООД
Подготовительный этап
Организационный момент
Дети, давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.
- Сегодня мы будем продолжать учиться говорить красиво.
Давайте вспомним нашу «Напоминалочку»
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: - Ребята, что нам помогает говорить?
Дети: - Язык.
Воспитатель: - А где живёт язычок? (во рту)
- Давайте поиграем с язычком.
(Проводятся артикуляционные упражнения)
Артикуляционная гимнастика.
1.На качелях язычок качался,
Вверх взлетал и вниз спускался. («Качели».)
2.Видит: губки очень гибки,
Ловко тянутся в улыбке. («Улыбка»)
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. («Трубочка»)
- Хорошо мы поиграли. И сегодня мы научим свой язычок петь новую песенку.
Основная часть.
Сюрпризный момент
У меня в руках коробочка, и оттуда всё время доносится песенка. Закройте глазки и послушайте - Ж-ж-ж.
Воспитатель: Кто поёт эту песенку?
Дети: Жук.
Воспитатель: Давайте откроем коробочку и посмотрим, угадали ли вы.
Воспитатель: Да, здесь действительно находится жук. Наверное, из-за такой необычно теплой зимы он проснулся и как-то попал сюда. И он постоянно жужжит. Может громко жужжать, может тихо.
Посмотрите, наш жук взлетел и поёт: Ж-ж-ж-ж-ж.
Он предлагает и вам научиться петь его песню. Вы согласны?
Дети: Да!
Запомнили песенку жука? (да) Сейчас я проверю.
Упражнение «Внимательные ушки»
Я буду петь разные песенки, когда вы услышите песенку жука, хлопните в ладоши. (ш, з, ж, ж, с, ж)
Воспитатель: Оказывается, песенка жука звучит так, как звук Ж. Наши ушки слышат звук Ж, а язычок произносит звук Ж. Песенка жука звучит как? (Как произносится звук Ж)
Песня жука поётся так же как и песня гуся (ш-ш-ш), но только звонко, с голосом.
Песню жука поёт даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте «ж-ж-ж». Что вы слышите? (горлышко поёт эту песню). А теперь приложите ладонь и спойте песню гуся. Поёт горло? (нет)
Давайте поучимся петь песенку жука.
1.Откройте рот.
2.Положите язычок на нижнюю губу.
3.А теперь тихонько поднимите его кверху и спрячьте за верхние зубы, чтобы кончик не выглядывал. Прикройте рот. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только язычок спрячется за верхние зубы, сделайте круглыми губы и начинайте петь: жжжжжжжжжжж.
Спойте песенку жука (хоровые и индивидуальные). А теперь мальчики споют громко песенку жука, а девочки споют тихо песенку жука.
Дети пропевают песенку жука.
Воспитатель: Молодцы!
Ф/м
Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в жуков:
Покружились, покружились
И в жучков мы превратились.
Пока звенит бубен, жучки «летают», когда бубен замолчит, жучки садятся на цветочек и жужжат. ( Дети «летают» по группе, приседают и жужжат)
- Какие хорошие жуки у нас получились, но нам пора превращаться в ребят:
Покружились, покружились
И в ребяток превратились.
Воспитатель: Замечательно поиграли, возвращайтесь на свои места, я прочитаю вам стихотворение, которое называется «Почему букет поет?»
Жук в рубашке полосатой
Прилетел играть к ребятам,
На цветок лиловый сел –
Песню звонкую запел,
Сока сладкого хлебнул,
В колокольчике заснул,
Да попал в букет к Маринке
И жужжит, жужжит в корзинке!
А Маринка не поймет:
Почему букет поет? Н. Головина
«Почем же пел букет? – спрашивает педагог. – Хотите послушать рассказ о том, как жук заснул в колокольчике и, попав к девочке, испугался? Я буду рассказывать, а вы мне, когда попрошу, помогайте».
Воспитатель: Читает отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова:
Летел жук по своим делам, жужжал «Жжжуть как пить хочется». (О чем и как жужжал жук? (хоровой и индивидуальные ответы.))
Увидел он на лугу лиловый цветок, обрадовался: «Тут я найду, чем жжжажжжду утолить». Залез в колокольчик, осмотрелся: «Красиво! Жжить можно!» (Что прожужжал жук?) Попробовал усиками дно цветка и сказал: «Сок! Вкусный!»
Попил, и весело ему стало. «Жжить хорошо!» - запел жук. (О чем он запел?)
Пел он, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы собирала. Набрала разных цветов, поставила в банку с водой.
И вдруг раздалось жужжание: «Жжжуть! Куда я попал? Тут люди жживут». (О чем жук жужжал на этот раз?)
А сейчас давайте представим, что мы с вами жуки, а наш коврик это луг.…
Физкультминутка
На лужайке, по ромашкам Бегают по свободному пространству группы.
Жук летал в цветной рубашке.
-Жу-жу-жу,жу-жу-жу Останавливаются, встают прямо.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, Выполняют наклоны туловища вправо-влево
Низко, низко наклоняюсь. Выполняют наклоны вперед-вниз
На цветке я посидел, Приседают
Отдохнул и полетел. Бегают и затем садятся на свои места.
А сейчас Жук приглашает вас в свою школу для жуков. Присаживайтесь за столы. Жук решил вас потренировать правильно произносить его любимый звук. Для этого он приготовил задания.
упражнение «Волшебная дорожка».
Воспитатель: - На ваших столах находятся дорожки и бумажные жуки, но у них нет лапок.
Давайте с помощью наших пальчиков приделаем жуку лапки и пусть он смело бежит по дорожке.
(Дети просовывают пальчики в дырочки и имитируют бег жука).Помогите жуку добежать до цветка, произнося при этом отчётливо : жа-жа-жа; жо-жо-жо; же-же-же; жу-жу-жу
(Дети выполняют упражнение «Волшебная дорожка»)
Воспитатель: Хорошо, переверните свои карточки. На обратней стороне изображены предметы, вам надо поднять и показать те, в названии которых есть звук «ж». (жук, кот, живот, жаба, жилет, жёлудь, лодка, жираф, ракета).
Автоматизация звука Ж в чистоговорках
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны! В этой необычной школе малыши-жуки исполняют сложные песенки. Внимательно их послушайте, а потом повторите.
Жа-жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа
Жу-жу-жу-жу – дали яблоко ежу
Же-же-же-же – ёжик съел его уже
Жи-жи-жи-жи – нам животик покажи
(Дети вместе с воспитателем проговаривают эти чистоговорки.
А теперь давайте встанем и чистоговорки не только расскажем, но ещё и покажем. (Проговаривают чистоговорки с показом движений: топают; вытягивают руки, как угощают; поднимают плечи, как удивляются; гладят животик)
Воспитатель: Следующее задание Жука «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворения, а вы будете угадывать последнее слово. Слова, которые вы будете угадывать должны начинаться со звука «ж». Отвечаем хором:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе...(живот)
Вяжет мама длинный шарф
Потому что сын...(жираф).
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по... (животикам).
Солнце светит очень ярко
Бегемотам стало... (жарко).
Заключительная часть. Итог занятия
Воспитатель: Молодцы, ребята! Жук рад, что вы со всеми заданиями справились. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Дети: Со звуком Ж.
Воспитатель: Какие задания жука вам больше понравились?
Воспитатель: Нашему Жуку пора улетать, потому что насекомые зимой что делают?
Дети: Спят.
Воспитатель: Правильно. Вам он на прощание дарит раскраски. Вы справитесь с этим заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте скажем ему спасибо и попрощаемся с ним.
Дети прощаются.