СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1.1. Потребности организма и поведение человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

У всех биологических видов, в том числе у человека, есть потребности. Они возникают, когда появляется недостаток чего-либо для нормального поддержания жизни и развития. Потребность в чём-то порождает внутреннее состояние, которое побуждает человека совершить определенные действия. Эти действия направлены на достижение цели, а именно на удовлетворение возникших потребностей. Таким образом, сложный комплекс действий или движений, нацеленный на удовлетворение потребностей, называется поведением.

Поведение человека обусловлено двумя сторонами: побудительной и регуляционной (рис.1).

Рис.1. Поведение человека

Поведение не возникает само по себе, а является ответной реакцией человека на возникшее желание человека. Это значит, что возникшая потребность является причиной того или иного поведения человека. Например, такие жизненно важные потребности, как голод или жажда заставляют человека совершать ряд действий для удовлетворения этих потребностей, т. е. съесть еду или выпить стакан воды.

Важно понимать, что поведение представляет собой сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

По сути, именно психика опосредует поведение человека, что обуславливает их связь.

Психика человека – внутренний мир, являющийся отражением внешнего мира через органы чувств. Мозг человека является регулятором психики. Человек может узнавать предмет, оценивать его. Человеческий мозг способен обрабатывать информацию о внешнем мире, о состоянии самого организма. При этом для каждого человека информация о всех внешних и внутренних изменениях может восприниматься по-разному.

Только человек обладает высшей формой психической и нервной деятельности, т. е. сознанием и теми процессами, которые происходят в высших отделах центральной нервной системы.

Человек разумный (Homo sapiens) является одним из видов царства Животные. Для него характерны биологические потребности, свойственные всем животным, — в пище, воде, отдыхе, безопасности и др. Однако поведение людей имеет ряд важных отличительных особенностей. Важнейшую роль в современном человеческом обществе играют социальные факторы. В связи с этим можно сказать, что человек является биосоциальным существом, и его поведение определяется не только биологическими потребностями, но и социальными мотивами.

Согласно теории американского психолога А. Маслоу, потребности, побуждающие людей совершать те или иные действия, можно распределить иерархически от более важных для выживания к менее важным. Иерархия потребностей человека часто изображается в форме пирамиды, изображенной на рисунке 2:

Рис.2. Пирамида потребностей человека по А. Маслоу

В основании пирамиды находится уровень физиологических потребностей и для того, чтобы возникли потребности более высокого уровня, человек сначала должен удовлетворить физиологические. Вместе с тем, по мнению ученого, для перехода на следующий уровень каждая из потребностей предыдущего не обязательно должна быть удовлетворена полностью — достаточно частичного насыщения.

Все виды потребностей человека можно условно разделить на три группы:

  1. Биологические потребности – это базовые потребности человека. К ним относятся потребности в кислороде, воде, пище, терморегуляции;
  2. Социальные потребности - регулирующие взаимоотношение в социуме. К ним относятся следующие: объединение людей в группы, потребность в уважении, желание руководить людьми, объединёнными в группу;
  3. Духовные потребности - побуждающие людей к получению новых знаний, делиться полученным опытом, заниматься творчеством, общаться. Люди, имеющие интеллектуальные, эстетические и творческие потребности, занимаются научным трудом, реализуют себя в сфере искусства. Удовлетворение этих потребностей двигает общество вперёд, позволяет ему духовно развиваться.

Потребности не обладают постоянством. Они могут заменять друг друга, и, в итоге одна из них может стать доминирующей. Доминирующая потребность – это такая потребность, которая преобладает и оказывает наибольшее влияние на поведение и выбор людей.

Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психическая деятельность человека.

Виды поведения можно условно разделить по следующим критериям:

  1. по происхождению: врожденное (инстинктивное и выученное в первые часы жизни), приобретенное, в том числе заученное (развившееся в результате научения) и творческое (созданное самостоятельно);
  2. по назначению: игровое, трудовое, учебное, исследовательское, родительское и т.д.;
  3. по количественному числу участников: индивидуальное и социальное, у которого множество разновидностей (например, правильное и ошибочное, конфликтное и синтонное, доминантное и подчиненное, практическое и символическое);
  4. по соответствию существующим социальным нормам: социально приемлемое (осознанное, конформное, стереотипное) и социально неприемлемое или асоциальное (девиантное, делинквентное и аддиктивное), а также их разновидности в зависимости от затронутых социальных норм (к примеру, правомерное и неправомерное, нравственное и безнравственное);
  5. по соответствию дисциплинарным требованиям: дисциплинированное и недисциплинированное;
  6. по последствиям: результативное и нерезультативное;
  7. по соответствию эмоциональному состоянию: активное и пассивное, спокойное, агрессивное, несмелое, решительное и т.д.;
  8. по степени осознанности: импульсивное и волевое;
  9. по характеру обусловленности: внешне обусловленное (ситуативное) и внутренне обусловленное;
  10. по отношению к здоровью и последствиям для него: нормальное и патологическое, саногенное и патогенное.
05.12.2023 13:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП