СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Решил изложить свои наблюдения за действиями администрации образовательного учреждения. Пока еще эти мысли окончательно не сформулированы, сумбурны, не оформлены, чтобы вылиться в публикацию. О чем собственно идет речь? Да, о ней любимой, об администрации. Той, что вершит нашими судьбами, определяет тактику и стратегию дальнейшей судьбы учебного заведения. Казалось бы, такие вопросы решают умнейшие, талантливые люди с большим практическим опытом. Прежде чем отрезать, они 7 раз отмерят. Особенно это важно, когда принимаются решения, затрагивающие каждого из работников учреждения. Увы, это в теории. А что мы видим частенько на практике? Подчас принимаются решения в корне не соответствующие тому, что выше изложено. За свой 10-летний опыт работы в образовательном учреждении я был свидетелем ряда подобных решений (Ранее 20 лет отработал в Институтах СО РАН, параллельно преподавая в ВУЗах города). Поскольку я неплохо разбираюсь в информатике, во всяком случае, кое-что в ней понимаю, речь, поэтому пойдет об использовании информационных технологий в учебном процессе, в самом образовательном учреждении. Но сначала немного предыстории. Распоряжением Правительства № 142 от 30.05.1878 г. создана Томская школа повивальных бабок для подготовки кадров по оказанию медицинской помощи сельскому населению Томской губернии. С тех пор много воды утекло, учебное заведение развивалось, расширялось, неоднократно меняло свое наименование ... Лет 6-7 назад ОГОУ "Томский базовый медицинский колледж" имел 2 отделения: очное и вечернее, обучали по специальностям: медицинская сестра, фельдшер и акушерка. Общая численность студентов на тот период - 900. Достаточно давно осуществляем повышение квалификации (имеем лицензию) действующих медицинских работников среднего звена области. Компьютерная база на тот период составляла 35 ПК, подавляющее большинство древних, неоднократно подвергающихся "upgrade", имелась локальная вычислительная сеть, соединяющая ряд аудиторий. В роли сервера использовали обычный ПК с расширенными функциями. Иными словами, учебное заведение по оснащенности было как подавляющее большинство подобных образовательных учреждений того времени. Наконец наступил 2009 год, мы узнали о существовании инновационного проекта, который в принципе позволяет вырваться из рутины ... Нужно всего лишь разработать хороший проект на злободневную тему и выиграть его. Сказано, сделано! Под руководством прежней администрации (надо отдать ей в этом должное!) была создана команда добровольцев, которая "повела" проект. Я разрабатывал информационную составляющую проекта, время на проектирование - год. Разработку проекта выполнял по вечерам, выходным дням без отрыва от основной деятельности. В 2010-2011 гг. выиграли его среди подобных образовательных учреждений страны. В результате имеем более 220 ПК, включая 70 ноутбуков, 3 сервера, локальную вычислительную сеть, лабораторию создания видеолекций, 27 интерактивных досок, типографию и много еще чего (см.
Прошло несколько лет с момента сдачи проекта в эксплуатацию. Сменилось руководство, прежний директор ушла на заслуженный отдых. На сегодня помимо прежних отделений имеется и дистанционное. В состав нашего колледжа включено Колпашевское медицинское училище на правах филиала (административный центр
Все это и многие иные инновации, безусловно, положительно влияют на совершенствование информационных технологий в учебном процессе, повышают мотивацию студентов, самого учебного заведения. Но, имеется и ряд трудностей, недостатков.
Работники администрации имеют медицинское образование, в их бытность студентами изучение предмета информатики было очень и очень поверхностным, сугубо теоретическим без практического использования.
Далее медицинским работникам в период их обучения «в мозги» внедряли тезис: "новое применять не торопись, проверяй, проверяй и еще 100 раз перепроверяй!", что совершенно справедливо. Понятно, что этот здоровый консерватизм наложил свой отпечаток на характер, что не могло не сказаться на «неспешном» использовании инноваций.
Если в медицине, как и в подавляющем числе дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении, революционных изменения нет, то в информатике – есть. Вспомните, хотя-бы технический потенциал, уровень знаний и умений 5 лет назад. Понятно, что отличия того что было и стало ОГРОМНЫ и процесс этот продолжается!
Несмотря на то, что каждый работник администрации постоянно пользуется ПК, уровень информационных компетенций оставляет желать лучшего.
Все эти и иные причины привели к тому, что подчас принимались решения, наносящие вред развитию учебного заведения, срыву учебного процесса. Например, решение администрации о сокращении ставки системного администратора. В результате через несколько месяцев, из-за сбоя сервера произошла потеря информации у многих работников колледжа. Далее в связи с совершенствованием структуры учебного заведения, резкого повышения нагрузки на каждого преподавателя по сбору, накоплению, обработке и печати отчетов, значительное время тратится на их формирование. Никому и в голову не приходит мысль об автоматизации этого процесса. В результате чего повысилась бы объективность, оперативность получения информации, произошла бы экономия времени преподавателей, которые должны заниматься своим главным делом: «ОБУЧАЯ - ВОСПИТЫВАТЬ, ВОСПИТЫВАЯ – ОБУЧАТЬ!» И вообще, наблюдая за действиями администрации, вижу сложившуюся уже достаточно давно тенденцию, при которой компьютеры используются сугубо как приложения исключительно для печати на бумагу. 90% ПК в учебном заведении именно так и используются. Это ж, сколько средств буквально «выбрасывается на улицу», тратится на расходный материал - бумагу, картридж, ремонт принтеров. Причем надобность такой информации, зафиксированной на бумаге, разовая. А ведь отчетность формирует и сдает каждый работник в 1 раз в месяц, в конце семестра и учебного года. Весь документооборот в учреждении также ориентирован на бумагу. Вместе с тем Томск город ВУЗов и науки. Во многих учреждениях давно и прочно перешли на электронный способ подачи информации. Да и на уровне всей страны приняты законы о приравнивании электронного документа с его бумажным эквивалентом. Не случайно созданы и успешно эксплуатируются системы «Электронный гражданин», «Электронное правительство» и пр.
Я неоднократно обращался с подобными предложениями, направленными на исправление ситуации. Но воз и ныне там, …
Примечание. В ВУЗах такого быть не может. Там большое число ученых, преподавателей, значит, существует большая конкуренция при выборе ректора. Далее все важнейшие решения рассматриваются и утверждаются коллективным органом - ученым советом ВУЗа.
В случае образовательного учреждения нашего уровня директора фактически назначают свыше, хотя формально все оформлено в виде конкурса. Коллектив абсолютно не участвует в этом процессе.
ВЫВОДЫ.
Считаю, что это не ВИНА, а БЕДА работников администрации. Подбор и обучение руководящих кадров среднего профессионального звена у нас вообще отсутствует, либо находится на очень низком, формальном уровне. В администрации работают люди, им свойственно ошибаться, цена ошибок, правда, велика. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы минимизировать риски, возникающие с принятием неверного решения.
Следовало бы создать систему повышения квалификации именно для руководства, направленную на совершенствования компетенций, особенно в области информационных технологий. Не менее важно, чтобы администрация при принятии решений учитывала мнения своих преподавателей, касающихся вопросов их профессиональной деятельности. При необходимости обращалась к независимым профессиональным экспертам.
И еще контроль качества деятельности образовательного учреждения со стороны проверяющих органов обычно сводится к изучению документации. Но ведь это НЕВЕРНО в корне. Надо бы таким органам строить свою работу совершенно иначе, изучать деятельность работников и преподавателей, беседовать с ними и со студентами, присутствовать на занятиях, …
Множество моих однокурсников, одноклассников трудятся в подобных образовательных учреждениях нашей страны, регулярно общаясь с ними, утверждают, что ситуация в части принятия решения той или иной проблемы работниками администраций примерно одинаковая.
Повторюсь, большинство руководителей образовательных учреждений грамотные, профессиональные специалисты. Речь идет прежде всего о тех руководителях, которые сравнительно недавно "стали у руля правления" образовательного учреждения. Вот именно к такой категории руководителей обращена моя публиация.
Уж слишком дорого обходятся ошибки, допущенные руководителями, ….
© 2015, Смоляр Овсей Борисович 677