СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптационный период ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Такой период длится несколько месяцев, поэтому к установлению формального контакта с ребёнком нужно приступать при первой встрече. Что значит формально установленный контакт? Это когда ребёнок почувствовал «безопасность» ситуации и готов находиться в одном помещении с педагогом. На 2-3 занятии подбираются средства, способные привлечь внимание ребёнка (тактильные – щекотка, сенсорные – трещотки, вестибулярные – раскачивание на качелях, пищевые). Выбираются те, которые в дальнейшем будут использоваться для поощрения на занятиях.

Когда ребёнок проявляет негативизм на занятия за столом, лучше начинать раскладывать приготовленный для занятия материал (картинки, мозаика, бусы, пазлы и т.п.) там, где он чувствует себя комфортнее, например, на полу. Картинку или игрушку, на которую обратил внимание, нужно переложить на стол и как бы забыть о ней. Скорей всего, ребёнок будет подходить к столу, и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх уйдёт, и можно будет проводить занятия за столом.

Нередко присутствие мамы на занятии необходимо ребёнку. Чтобы оказать помощь, мама должна овладеть приёмами взаимодействия с малышом. За столом он может сидеть на коленях у мамы, что даёт ощущение «безопасности». Сначала мама берёт руки ребёнка в свои и действует вместе с ним. Нужно научиться улавливать начало самостоятельного движения рук ребёнка и давать ему больше свободы. Постепенно помощь мамы сводится к подталкиванию локтя малыша, чтобы он начал действовать самостоятельно. По мере укрепления эмоционального контакта ребёнка с педагогом и роль мамы на занятии начнёт уменьшаться. Малыш уже будет сидеть не на коленях, а рядом с мамой. Потом мама может пересесть в дальний конец комнаты (бывает, что ребёнок просит маму выйти за дверь). Это означает, что он чувствует себя комфортно и уверенно на занятиях.

Часто у детей с расстройствами аутистического спектра даже простые отношения со сверстниками устанавливаются намного труднее, чем со взрослыми. Общение невозможно наладить со временем, и в лучшем случае оно так и остается на уровне игры. Поэтому на начальных этапах адаптации объем контактов с другими детьми должен быть весьма ограничен, а общение четко организовано в рамках урока и перемены. Так же на начальных этапах адаптации важным является не допустить возникновения конфликтов и закрепления негативных эмоциональных реакций у ребенка с РАС.

В этот же период должна начинаться работа по развитию у ребенка представлений о себе и о других, в частности, по формированию модели поведения в обществе, что предполагает понимание ребенком с РАС того, что другой человек имеет отличающиеся от его, мысли, чувства и желания.

Основными задачами в ходе работы с детьми-аутистами являются:

1. Создание благоприятной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком. Стереотипная форма существования ребенка остается наиболее доступной и обеспечивает снижение беспокойства, страхов, помогает правильно и эффективно организовать деятельность. Учебное пространство необходимо зонировать в соответствии с выполняемыми видами деятельности: зона обучения, игровая зона, зона отдыха и т.п.

2. Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важен режим. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогают лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Отсюда им легче переживать то, что было в прошлом, и дождаться того, что будет в будущем. Здесь широко используются различного вида расписания, инструкции, календари, часы.

3. Структурирование всех видов деятельности. Основное направление работы здесь – это формирование у ребенка продуктивной деятельности и навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения в школьном возрасте. При специально организованном обучении ребенку необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми обычные его сверстники овладевают практически самостоятельно.

Описанные выше задачи могут решаться различными специалистами школы, в первую очередь педагогом класса, а именно дефектолог организует эту работу в качестве коррекционной и переносит приемы работы в учебную деятельность ребенка.

4. Преодоление неравномерности в развитии. Данная задача решается посредством использования специальных методик и программ, а также применением специальных методов, способов и приемов обучения (например, альтернативная и облегченная коммуникация, глобальное чтение). При такой работе необходимо учитывать следующее:

- преобладание наглядных средств по материалам;

- рациональное дозирование информации;

- адекватный возможностям восприятия темп подачи материала;

- использование адаптированных текстов;

- вариативность уровня сложности заданий.

5. Организация режима коммуникативного общения. Детям необходимо подробно объяснять смысл заданий, а также то, что от них ожидается. Следует проговаривать с ребенком с РАС все события дня, важные моменты жизни. Коммуникацию необходимо сделать как можно более конкретной и неотъемлемой частью жизни. Если у ребенка при выполнении задания возникают большие трудности, рекомендуется использовать визуальную поддержку (фотографии, пиктограммы).

6. Сопровождение образовательного процесса. Составление индивидуального учебного плана совместно с другими специалистами службы сопровождения и законными представителями учащегося в начале учебного года разрабатывается индивидуальный план работы.

7. Социально-бытовая адаптация.

Все полученные умения и навыки необходимо закреплять и переносить в различные жизненные ситуации. Работа по улучшению социальной адаптации должна идти в тесном взаимодействии с педагогом и родителями ребенка.

25.11.2023 17:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП