СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность технологий деятельностного метода
В последние годы общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, способной подходить к решению задач с позиции личной сопричастности, способной не просто усваивать готовое знание, изложенное учителем, а «открывать» новое знание в процессе своей деятельности. Школа сегодня должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.
Особенностью реализуемого сегодня ФГОС является соединение системного и деятельностного подхода в обучении. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Обучение, обеспечивающее включение детей в учебно-познавательную деятельность, называют деятельностным подходом, который предполагает:
Учитель в своей работе использует различные технологии обучения учащихся, которые включают в себя деятельностный метод обучения, помогающий не только системно включать детей в деятельность, но и обеспечивает все необходимые этапы глубокого и прочного усвоения понятий.
Анализируя в работе учителей основные этапы урока такие как актуализация знаний, открытие детьми нового знания, первичное закрепление, самоконтроль, повторение ранее изученного материала мы выявили, что чаще всего использовались следующие активные формы проведения урока:
- столкновение с трудностью – проблемная ситуация;
- открытие детьми нового знания через побуждающий диалог в ходе практической деятельности учащихся
- задания, направленные на повышение личного интереса к предмету и к своей деятельности на уроке;
- положительная мотивация к учению;
- самооценка своей деятельности, рефлексия.
Если современный процесс обучения должен осуществляться по следующей схеме:
- планирование учениками своей деятельности на уроке,
- выбор ими источников информации,
- освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками,
- самоанализ школьниками результатов работы,
то меняется роль учителя: учитель выступает организатором деятельности детей. Суть современного урока в точности отражал известный русский педагог К.Д. Ушинский. Он отмечал: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Как перестроится? Обсуждая эти вопросы на школьных методических объединениях, коллеги делятся своим практическим опытом в поисках ответов на вопросы:
- Как создать особую атмосферу – развивающую среду?
- Что нужно перестроить в своем сознании учителю?
- Как построить образовательный процесс?
- Какие вопросы и задания задавать и предлагать детям?
- На развитие каких навыков действия начнут работать задаваемые вопросы и задания?
- Какими методическими приемами воспользоваться, чтобы осуществлять системно-деятельностный подход на уроках?
Особенно эффективны для личностного осмысления возможностей деятельностного метода круглые столы по результатам взаимопосещения уроков.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что обучающиеся получают новые знания не в готовом виде, а открывают их сами в процессе самостоятельной деятельности. Деятельностный метод – это не просто совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия новой системы образования, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – и, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
© 2020, Смыслов Сергей Валентинович 265