СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Анализ работы по внедрению
нового образовательного стандарта в МОУ Орлинская СОШ
руководитель МО начальных классов Кикоть Т.П.
На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказа Минобразования и науки РФ от 26.11.2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования» с 1 сентября 2011 года в МОУ Орлинская СОШ введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
В 2014-2015 уч. г. в школе по ФГОС работают 1-3 классы по программе «ПЕРСПЕКТИВА», 4 класс по программе «Школа России» и 5 класс по программе УМК «СФЕРЫ».
Достижение основной цели и решение поставленных задач по реализации ФГОС НОО осуществлялось через:
Школой была подготовлена необходимая нормативно-правовая база. Разработаны и утверждены локальные акты, касающиеся реализации ФГОС, составлены план-график, план рабочей группы по реализации ФГОС. А также проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности учащихся. Школой были направлены финансовые средства на создание современных условий необходимых для реализации ФГОС, для формирования современной образовательной среды, для достижения нового результата образования. В начале учебного года с родителями учащихся был заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения; интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей по новым ФГОС НОО, учителя познакомили родителей с образовательной программой школы, проводились опросы о занятости детей во внеурочное время.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Поэтому особое внимание было уделено анализу методического сопровождения перехода на новые ФГОС. Хорошие результаты можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Все классы обучались по программе утверждённой МО РФ. Поэтому:
· была организована курсовая подготовка учителей начальной школы и учителей среднего звена с целью реализации требований ФГОС по данной системе учебников;
· организована деятельность рабочей группы по созданию, доработке и реализации ООП НОО на 2014-2015 учебный год;
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организовывалась по направлениям развития личности и представлена следующими курсами: духовно-нравственное («Петрушка», « Я гражданин России», «Волшебный мир оригами»), социальное («Путешествие в мир этикета», «Азбука вежливости»), общеинтеллектуальное («Умники и умницы», «ЮИД», «Тропинка в мир английского языка», «Тайны русского языка»),), общекультурное («Книголюбы», «Хочу всё знать», («Азбука здоровья», « Школа пешехода»).
Итоговые работы выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего и итогового оценивания показали, что у 100% обучающихся 1 класса сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. Учитель получил возможность увидеть, насколько верно выбраны им методы и формы обучения и какое влияние они оказывали на формирование учебной деятельности и интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1 класса к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение их в интенсивный процесс обучения, чему немало способствует включение в практику работы новых технологий обучения. У учащихся 2-х классов по результатам административных работ выявлено хорошее усвоение предметных знаний, и продолжено развитие различных УУД: умение работать с информацией, текстом; ставить перед собой учебную задачу и осуществлять поиск путей достижения по реализации поставленной цели.
Кроме этого, в течение учебного года при проведении предметных мониторингов педагогическим коллективом использовались комплексные работы для 2-3 классах. Результаты этих работ позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий на выявление уровня развития различных метапредметных умений выявило возможность:
Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в «Портфолио - портфеле достижений учащихся». Учителем 1 класса заведены, а в 2,3,4 продолжены вестись «Портфолио» на каждого ученика. К концу года был систематизирован накопительный материал. Классный руководитель 5 класса работает над этой проблемой.
Таким образом, анализ по итогам методического сопровождения перехода на ФГОС в нашей школе позволяет сделать выводы и поставлены задачи:
Задачи на 2014-2015 учебный год:
В 2013-2014 уч. г. в МОУ Орлинская СОШ проведены классные и общешкольные родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе школы на ФГОС, представлена программа действий по реализации стандарта. Данная информация освещалась и при проведении дней открытых дверей для родителей будущих первоклассников в октябре и марте месяце.
Широко организовано информирование родителей и педагогов об особенностях образовательного процесса в условиях реализации ФГОС через школьный сайт и, где отражаются:
Информационно-методические ресурсы занимают одно из важных мест в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Для успешной учебной деятельности учащихся школа оснащена мультимедийными, аудио и видеоматериалами, цифровыми образовательными ресурсами.
Вывод: по итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС 2013-2014 уч. г. в ОУ в полной мере организовано ознакомление педагогов и родителей обучающихся с особенностями организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС в 2014-2015 уч. г.:
Материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС
В 2013-2014 уч. г. в МОУ Орлинская СОШ улучшено материально-техническое обеспечение реализации образовательного процесса в начальной школе. В школу поступали новые дидактические пособия по основным предметам. Однако, внутри школьный мониторинг качества образовательного процесса выявил использование данного имеющего оборудования не в полностью. Магнитная азбука лежит в шкафу. В кабинетах русского языка нет ни компьютера, ни мультимедиа, что затрудняет использование ИКТ технологий на уроках русского языка. Во многих кабинетах нет принтеров, сканеров. Учителю приходится перед уроком искать, где выпустить материал к уроку.
Расширен библиотечный фонд начальной школы (художественная, справочная литература, цифровые образовательные ресурсы). Как уже было отмечено выше, при организации обучения в 1-3 классах использовалась система учебников «ПЕРСПЕКТИВА» и 4 класс «Школа России», 5 класс «СФЕРЫ» Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Все обучающиеся обеспечены рабочими тетрадями, а учителя методическими ресурсами, кроме обучающихся 5 класса. В школе не организован доступ к Интернету.
Вывод: по итогам анализа материально-технического обеспечения перехода на работу по ФГОС материально-техническая база ОУ соответствует требованиям ФГОС к материально-техническому обеспечению образовательного процесса в начальной школе.
Задача совершенствования материально-технического обеспечения перехода на работу по ФГОС в 2014-2015 уч. г.:
Общие выводы по итогам анализа реализации ФГОС в МОУ Орлинская СОШ показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами ОУ. Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:
Следует наметить пути решения выявленных проблем в 2014-2015 уч. г. Для этого всем педагогам необходимо:
Учителя нашей школы относятся к внедрению ФГОС положительно.
Сизотченко Е.Н.
Изменился подход к изучению предметов. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому в требованиях нового стандарта - формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций. Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник должен научиться оценивать количественные и пространственные отношения, он должен использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Знания он будет получать, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто научится считать 2+2, а будет понимать: что такое число, сколько это, много или мало, уметь это проговаривать, правильно задавать вопросы. Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса.
Василовская В.Н.
Очень часто слышишь от учителей фразу «дети стали другие», это и не удивительно, общество развивается, не стоит на месте, и эти «другие дети» требуют другие, совершенно новые подходы в образовании. Стандарт нового поколения уделяет внимание не только процессу обучения, но и процессу воспитания. Работая с детьми, понимаешь, что не все семьи могут быть эталоном подражания для ребенка, а даже наоборот могут привить малышу неправильные ценностные ориентиры в жизни. И вполне благополучные семьи тоже не застрахованы от этого, зачастую у работающих мамы и папы дети предоставлены сами себе. По этой причине школа сегодня взяла на себя львиную долю воспитания. Появилось планирование личностных результатов воспитания. Современный ребенок готов «тратить» свою любознательность, энергию в правильном направлении. Он готов творить, узнавать, проектировать, решать, участвовать, добывать, доказывать и применять.
Демьянчук Г.В.
В стандартах второго поколения утверждается необходимость и возможность реализации идеи личностно-ориентированного образования школьников. Необходимо заменить авторитарный, инструктивно-репродуктивный характер обучения демократическим, поисково-творческим и принять на себя обязательство представить такой подход в средствах обучения. Обеспечить реализацию права каждого школьника на индивидуальное развитие, не противоречащее его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Исходя из этого, в целях, содержании и средствах обучения необходимо предусмотреть: сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому ученику работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; предоставление права каждому обучающемуся выбора деятельности; создание условий для реализации творческих возможностей ребенка. Я начала с того, что ввела разноуровневые задания. Во время самостоятельной работы предлагаю детям выбрать один их трех вариантов задания: первый – легкий; второй – более сложный; третий – требующий эрудиции, смекалки. При этом предупреждаю, что отметку буду ставить за правильность выполнения задания независимо от, того, какой вариант был выбран учеником. Ребенок, который оценивает себя правильно, выбирает задание, соответствующее его возможностям. После достигнутого успеха он берет более трудное задание; после неуспеха пытается проверить себя и выполнить такое же задание, а, потерпев неудачу, снижается на одну ступеньку. Таким образом способные дети не задерживаются в своем развитии, а отстающие могут преодолеть трудности, возникающие при решении учебных задач.
© 2015, Кикоть Тамара Петровна 5192