СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мнимый авторитет педагога
А. С. Макаренко привел классификацию видов мнимого авторитета:
Стили общения педагогов, обладающих мнимым авторитетом (о мнимости авторитета можно говорить в случае приверженности педагога какому-либо одному (двум) стилям общения)
1. Отстраненный стиль.
Его нельзя даже назвать стилем самоосуществления, это скорее отказ от самоосуществления. Учитель, придерживающийся этого стиля, – закрытый, стирающий всякие черты собственной индивидуальности функционер. Такой стиль характерен прежде всего для учителя, который внутренне уже написал заявление об уходе и дорабатывает в школе последние месяцы ( хотя иногда получается что и годы). Он уже знает, что практическая педагогика – не его поприще, поэтому отношение к нему ни коллег, ни учеников его особенно не трогает. Школа для него – сумасшедший дом, в который он попал по недоразумению. Главное для него – выжить с наименьшими потерями. С одной стороны, он стремится не; входить в отношения с учениками, с другой – не портить отношения с администрацией. Поэтому он строго делает то, что положено. Иной вариант такого стиля – чеховский «Человек в футляре».
Чаще всего такие учителя не имеют кличек в ученической среде; их обозначают или функциональным местом (физик, историчка), или даже номером кабинета, где они работают.
2. Конфликтный стиль.
Учителей такого стиля легко узнать, как только они заводят речь о своей работе. Они чаще всего сетуют, что учитель ущемлен в правах, что у него нет реальных механизмов воздействия на ученика. Именно такие учителя часто говорят о необходимости введения санкций, о новых мерах наказания и принуждения. Они же наиболее склонны к негативному оцениванию учеников и коллег. Главная их тема: «Работать с каждым годом все тяжелее, а дети все труднее.» Чаще всего учителя, реализующие такой стиль, и не стремятся к тому, чтобы понять учеников и дать возможность им понять себя; они поверхностны в преподавании, склонны к формализации своей работы. Они стремятся делать то, что положено, как можно более приближенно к норме, но делают это прямыми способами. Эти черты объединяют их с «отстраненными», но в отличие от первых для них школа в силу каких-то причин значима, они стремятся к признанию со стороны коллег и администрации. Но чаще всего именно они и являются «чужими» в педагогическом коллективе. Это заставляет их самоутверждаться за счет учеников. Энергия сломать класс у них не хватает, признание коллег не наступает, конфликты с учениками углубляются, сил остается все меньше, и… учитель оказывается в заколдованном круге.
//-//-//
Истинный авторитет педагога
Не возникает сомнений в том, что истинный авторитет достигается только путем приобретения мастерства.
«Я не говорил, что у меня нет мастерства, – писал Сорока-Росинский. – Я говорил, что у меня нет таланта, а мастерства я добился. Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-хирург, так должен и может быть прекрасным мастером педагог».
Каждого из педагогов-мастеров характеризует постоянное стремление к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, творческий подход к отбору наиболее эффективных методов и средств воздействия на учащихся.
Работа каждого из мастеров характеризуется известной гибкостью и вариативностью в применении даже бесспорных и апробированных методов и средств.
Начало пути к личному мастерству – это анализ и использование чужого опыта.
Можно также отметить, что манера поведения, внешний вид учителя – один из важнейших факторов формирования системы педагогических отношений, среди которых отношение «учитель – ученик» играет не последнюю роль.
Одежда учителя – тоже не только его личное дело. Осознает учитель или нет, но неопрятный внешний вид будет ему мешать.
Отношения между педагогом и воспитанником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном равенство между ними обязательно – в степени искренности, и эта искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я».
//-//-//
Вывод
В чем же заключается мастерство педагога, обладающего истинным авторитетом.
Как результат – воспитание зрелой личности. Личности, которая знает, зачем она живет, как она относится к людям и истории человечества и поступает согласно этому.
Итак, важно не только завоевать, но и удержать этот истинный авторитет. Завоевать его можно различными способами, но удержать – только опираясь на свое педагогическое мастерство, творчество, своими личными усилиями.
© 2015, Соболева Кристина Александровна 1029