СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие:

  1. физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
  2. психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
  3. социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией.

На своих уроках стараюсь создать условия, которые будут способствовать сохранению здоровья детей. Во избежание усталости учащихся чередую различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

Индивидуально дозирую объёма учебной нагрузки, даю ребятам разноуровневые задания. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. На уроках в 6,7,8 классах провожу физкультминутки, также как в вышеуказанных классах, так и в 9 классе делаю игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников.

На уроках обществознания использую технологию развития критического мышления.

Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».

  1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу. Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т.д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.
  2. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.
  3. Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн - стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:
    • 1 строчка- существительное, обозначающее тему: МОНАРХИЯ
    • 2 строчка- два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета: АБСОЛЮТНАЯ, НЕОГРАНИЧЕННАЯ
    • 3 строчка - три глагола, показывающих действие в рамках темы: СУДИТЬ, КОМАНДОВАТЬ, РАСПОРЯЖАТЬСЯ.
    • 4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме: АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ – СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ТРЕХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ.
    • 5 строчка - существительное, выступающее как итог – ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

На уроках обществознания интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

  1. Технология мозгового штурма. Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе: «Что такое человек» - обществознание 6 – 8 классы. Правила проведения «мозгового штурма».
    • все высказываются и все слушают;
    • все имеют равные права;
    • называя идеи, нельзя повторятся;
    • чем больше список идей, тем лучше;
    • разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
    • идеи не оцениваются и не критикуются.
  2. Технология групповой дискуссии. Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:
    • Постановка проблемы: «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ»
    • Деление участников на группы.
    • Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
    • Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
    • Решение проблемы.
  3. Технология ролевой игры. Ролевая игра - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации. Этапы ролевой игры:
    • Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже: ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.
    • Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
    • Разыгрывание ситуации.
    • Моделирование желательного поведения.
    • Отработка оптимального поведения.
    • Получение обратной связи.

Подводя итог сказанному, хотелось бы заметить, что интерактивные методы обучения наиболее эффективны в обучении здоровью.

Важным элементом занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания участников.

(В завершение выступления провести энергизатор - составить синквейн «Обществознание»).

Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Применяю на уроках: интерактивные карты, презентации, электронные энциклопедии, слайд - фильмы. На своих уроках я пользуюсь следующими медиапродуктами:

  1. Энциклопедия истории России.
  2. Сдаём единый экзамен по обществознанию
  3. Обществознание /практикум/.
  4. Государственная символика России.
  5. Шедевры русской живописи.

Учу детей создавать презентации и творческие проекты в электронном виде.

На уроках обществознания применяются следующие формы работы с информационно-компьютерными технологиями:

  1. Метод слайдов облегчает учителю подачу материала. Делает урок более ярким и наглядным. Способствует развитию воображения и критического мышления в восприятии материала. Использование слайдов активизирует внимание учащихся, вызывает интерес к предмету разговора. Работа с большим количеством фактических данных становится не такой рутинной.
  2. Исследовательская деятельность учащихся осуществляется, к примеру, на уроках экскурсиях. Учащиеся самостоятельно изучают материал, находят репродукции картин и готовят презентации своих работ на интерактивной доске. Этот метод способствует: развитию творческого мышления; осуществлению информационного поиска; умению делать выводы; развитию коммуникативных способностей учащихся.

На уроках обществознания, стараюсь приучать ребят разбираться в разных мировоззренческих системах, представлениях в oбществе и сознательно совершать выбор духовных ценностей. Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, про диагностировать. Но нельзя забывать слова академика Д. С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Тренинговые технологии.

  1. Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе. Основные правила группы:
    • Конфиденциальность.
    • Взаимоуважение.
    • Пунктуальность.
    • «Не давать оценок, не критиковать».
    • Право ведущего.
  2. Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
    • усадить участников лицом друг к другу;
    • поставить перед ними общую задачу;
    • наделить каждого участника определенной ролью. Например,ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).
  3. Стадии работы в малых группах.
    • Подготовка (только для учителя)
      • определение цели;
      • сбор и анализ материала;
      • формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;
      • определение порядка работы;
      • приготовление необходимых рабочих средств.
    • Информирование
      • подгруппы получают информацию о порядке работы;
      • подгруппам выдаются задания;
      • подгруппам выделяются рабочие материалы;
      • подгруппы занимают свои места;
      • подгруппы получают время для выполнения задания.
    • Разработка
      • подгруппа определяет своих ответственных (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др.);
      • исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;
      • группы формулируют результат своей работы в виде отчета;
      • группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.
    • Анализ результатов
      • подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;
      • спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;
      • результаты работы подгрупп обсуждаются;
      • результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;

при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья. По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды; 2) психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием; 3) социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией. Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий. На своих уроках стараюсь создать условия, которые будут способствовать сохранению здоровья детей. Во избежание усталости учащихся чередую различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Индивидуально дозирую объёма учебной нагрузки, даю ребятам разноуровневые задания. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке. На каждом уроке в любом классе провожу физкультминутки, делаю игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). На мой взгляд, здоровьесберегающие технологии нельзя отделять от духовного воспитания детей. На уроках обществознания, истории стараюсь приучать ребят разбираться в разных мировоззренческих системах, представлениях в oбществе и сознательно совершать выбор духовных ценностей. Сложность задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но нельзя забывать слова академика Д. С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах. Разрабатывая Программу развития школы, наш коллектив опирался на те задачи, которые были поставлены в Концепции модернизации российского образования. Главные цели, заявленные в ней, заключаются в том, чтобы компенсировать социокультурную изолированность сельской школы, преодолеть ограниченные возможности предоставления образовательных услуг, создать такую модель образования, в которой смогут найти себе место дети с разной подготовленностью и разными интересами.

Ставя перед собой задачи, обозначенные выше, наш коллектив стремится достичь следующих целей:

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования и среднего общего образования;

- их адаптация к жизни в обществе;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- формирование здорового образа жизни.

Цель моей профессиональной деятельности непосредственно согласуется с деятельностью образовательного учреждения, работаю над следующими задачами:

  • воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
  • формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
  • формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества.

В рамках реализации Программы осуществляю:

- подготовку учащихся к сдаче экзаменов;

- использую элементы здоровьесберегающих технологий на своих уроках;

- провожу работу по организации взаимодействия семьи и школы в качестве заместителя директора по воспитательной работе.

22.10.2019 20:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП