СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая радуга (1-ый класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая радуга

Решение примеров и задач. Счет в пределах 20

1-й класс

Цели урока:

Учебные:

  • закрепить навыки выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20.
  • закрепит навыки решения примеров и задач.

Развивающие:

  • развивать внимание и активность на уроке.
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся при решении нестандартных задач.
  • развивать навыки устного счета и письменных вычислений.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету.
  • воспитывать культуру учебного труда.
  • воспитывать чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи при решении математических задач.

Оборудование:

  • Афиша «Математическая радуга».
  • Небольшая настольная ширма с куклами.
  • картинки-карточки с примерами.
  • Куклы: Петрушка, Заяц, Собака, Лиса, Кот, Василиса.

ХОД УРОКА

  1. Организационный комитет

Приветствие. Проверка порядка на рабочем месте. Положительный настрой на работу.

Все книжки на столе,

И здесь лежат тетрадки.

Нам некогда сейчас

Играть с друзьями в прятки

А в школе, как всегда,

Все ясно и привычно,

Хотя урок у нас сегодня

Будет необычный.

  1. Объявление задач урока

Учитель:

- Сегодня на уроке нам предстоят следующие задачи:

1. Тренироваться в выполнении математических действий в пределах 10, чтобы к концу урока все считали быстро и без ошибок.

2. Продолжить учиться считать в пределах 20.

3. Будем учиться рассуждать, делать выводы, решать головоломки.

  1. Афиша «Математическая радуга»

Учитель:

- Наш урок, дети, мы проведем в необычной форме. Кто из вас любит смотреть кукольные спектакли?

(Ответы детей).

- Тогда мы все вместе отправляемся в театр кукол. Афиша нам говорит о том, что в театре сегодня «Математическая радуга».

(Показать афишу).

- Кто может сказать, из скольких цветов складывается радуга?

(Ответы).

- Правильно, поэтому и заданий будет семь. Их нам предстоит с вами преодолеть. Готовы? Чтобы получить входной билет в театр, надо провести небольшую разминку – устный счет.

  1. Входной билет – быстрый счет

Учитель:

- Итак, начинаем разминку!

  • Уменьшите 10 на 3. Объясните, что значит уменьшить на несколько единиц.
  • Как называются числа при сложении?
  • Найдите сумму чисел 10 и 7.
  • Как называются числа при вычитании?
  • Чему равна разность чисел 9 и 2?
  • Что произойдет с суммой, если одно из слагаемых увеличить на 2?
  • Что произойдет с разностью, если уменьшаемое увеличить на 3, а вычитаемое оставить без изменения?

- А теперь «хитрая» задача.

  • Сколько надо отнять от 12, чтобы осталось 1?
  • Как доказать, что решение правильное?

- Разминка окончена, и можно идти покупать билеты в театр.

(На доске прикреплены яркие картинки – билеты, на обратной стороне которых написаны примеры).

- Билеты эти не простые, а сказочные, хотя в них примеры на сложение и вычитание. В театр попадет только тот, кто правильно решит примеры, записанные на обратной стороне. Но те, кто захочет выручить друга, могут ему помочь и взять с собой в театр. Решать нужно очень быстро, а то можно опоздать к началу спектакля. (Всего 15 билетов. К доске выходят 15 детей, берут каждый по билету и решают примеры.)

Примеры на карточках:

9+4 8+5 7+6

12-3 11-4 19-9

7+5 8+8 16-7

11-7 15-8 5+6

8+8 14-6 13-8

Учитель:

- Билеты мы приобрели, каждый билет на два лица, поэтому ученик, решивший у доски пример, может пригласить с собой товарища. Мы уже в театре.

(Заняли места, погас свет, на ширме появляется Петрушка)

  1. В кукольном театре

Петрушка:

- Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать к нам в театр! Вы любите театр? А что вы любите смотреть?

(Ответы детей.)

- Я тоже люблю сказки, и сегодня к нам придут сказочные герои. В нашем театре вы будете не просто зрителями – вы будете участниками «Математической радуги», будете помогать сказочным героям решать задачи, рассуждать.

У меня в руках волшебный разноцветный зонтик в форме круга. Круг разделен на 7 секторов, в каждом из которых для вас сюрприз.

(Появляется волшебный зонтик - круг, разделенный на 7 секторов разного цвета.)

Петрушка:

- Первый сектор мой, и я к вам обращаюсь с вопросами. Если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда к вам придет следующий герой.

  • Что больше: сумма чисел 18 и 2 или разность чисел 20 и 3?
  • Что надо сделать со слагаемым, чтобы сумма увеличилась на 2? Объясните мне.
  • Как можно по-разному разложить 10 карандашей в 2 коробки?
  • А теперь попытайтесь 20 яблок разложить в 2 вазы так, чтобы в одной вазе было на 2 яблока больше, чем в другой.
  • Чем отличаются числа 1,3,5… от чисел 2,4,6…?

- Правильно, одни числа нечетные, а другие- четные. а теперь напишите в тетради: 1-й вариант – ряд четных чисел, а 2-й вариант – ряд нечетных чисел, после чего к вам придет сказочный герой.

(Дети выполняют письменную работу.)

Учитель:

- Отгадайте, кого мы ждем:

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (Заяц.)

(На ширме появляется Зайка.)

Зайка:

- Здравствуйте, ребята! Я герой из второго сектора круга. Вы хорошо отвечали Петрушке! Ну а мои задачи сумеете решить?

  • Я утром был в огороде, нашел там 7 морковок и 2 съел сразу. Мне показалось, что у меня осталось 6 морковок. Правильно? Сколько морковок у меня осталось? Запишите в тетради примером решение этой задачи.

(Дети работают.)

  • А вчера я бегал по лесу. Там так красиво! Под одной сосенкой я увидел 5 рыжиков, а под другой – на один гриб больше. Мы с белочкой стали записывать решение на песке.

Я записал такое решение: 5+1.

А белочка решила так: 5+5+1.

Кто из нас прав? Сколько же грибочков я видел?

(Ответы детей.)

  • Но самое трудное задание я подсмотрел у ребят в лесной школе. Им учитель предложил выбрать пары чисел, разность которых равна 2.

Вот эти числа: 8,17,20,10,6,18,15,4,16.

Посовещайтесь в паре и запишите по 2 примера в тетрадь.

(Записать нужно следующие пары примеров:

20-18=2 17-15=2 8-6=2

18-16=2 10-8=2 6-4=2)

Зайка:

- Спасибо, ребята, вы очень помогли мне. Желаю вам успехов в учебе. Я тоже пойду в школу учиться. Ой, кто-то сюда идет! Я убегаю!

Учитель:

- Кто к нам придет, ребята, угадайте:

  • Первый звук такой, как первый звук в слове лимон.
  • Второй звук – как первый в слове игла.
  • Третий – как первый в слове сахар.
  • Четвертый звук такой, как первый в слове арбуз.

- Правильно, лиса!

(Появляется на ширме Лиса.)

Лиса:

- Здравствуйте, ребята! Я хозяйка третьего сектора. Заяц убежал, думал, что я его обижу. А я сегодня добрая. Я тоже пришла к вам с заданиями. Чтобы решить мои задачи, потребуются смекалка и навык счета. Я, Лиса, быстро бегаю по кругу и хорошо запутываю следы, так, что никто их не распутает! А вы попробуете?

  1. «Круговые примеры». (Записаны на доске или ватмане вразбивку. дети должны их написать в другой последовательности).

3+6= 9-4= 7-5= 2+1=

5+5= 10-6= 4+3=

(Ребята записывают решение круговых примеров в тетради.)

Лиса:

- Молодцы, ребята, а как вы догадались, что здесь замкнутый круг?

- Ребята, помните сказку «Волк и лиса»? Как я обхитрила волка и наловила полный воз рыбы? Верно?

(Ответы детей: это не так- не она наловила, а старик).

- Ну, я немного подзабыла, наверное. А вы любите рыбку?

2. Игра- соревнование «Кто больше поймает рыбки». (Три ученика по очереди берут рыбок, на обратной стороне которых написаны примеры, и решают их. Дети оценивают правильность ответов и определяют победителя.)

Лиса:

- Молодцы, ребята. А не хотят ли наши рыбаки подлеиться рыбкой с остальными ребятами класса?

(Каждый из трех «рыбаков» диктует классу свои примеры, а дети записывают их в тетради в три столбика, по 2 строчки в каждом столбике.)

Лиса:

- Молодцы, ребята! Принимайте следующего артиста.

Бобик:

- Здравствуйте, ребята! Вас сегодня Лисичка угощала рыбкой. Это хорошо. А вот я вчера принимал участие в соревнованиях по прыжкам в длину. Знаете, как интересно!

Но вот кто дальше всех прыгнул, я так и не понял.

Диктор только объявил:

  • На соревнованиях леопард прыгнул в длину на 7 м., это на 1 м. больше, чем я. Антилопа прыгнула на 4 м дальше чем я, и на 7 м дальше, чем лягушка.

Кто же на сколько метров спрыгнул в длину?

Кто самый ловкий прыгун?

Попробуйте, может, вы решите эту задачу.

(Ответ: Лягушка прыгнула на 3 м., собака на 6 м, леопард – на 7 м, антилопа на 10 м. Самый ловкий прыгун – антилопа – 10 м.)

  • В автобусе было 20 пассажиров. На остановке вышли 7 человек, а вошло 2 человека. Сколько человек поехало дальше?
  • Я вам предлагаю решить загадку, отгадав которую мы узнаем, куда пошли наши звери.

В лесу просторный светлый дом.

Ребят пушистых много в нем.

Там пишут и читают,

Рисуют и считают. (Лесная школа)

(Ответы детей.)

Бобик:

- Вы, ребята, так много знаете, вот и я побегу учиться в лесную школу. (Убегает.)

Учитель:

- Чтобы много знать, надо многому учиться. А кто из нас может всему научить?

(Школа, семья, родители, товарищи- ответы детей.)

Кот Мурзей:

- Я хозяин пятого сектора круга и огромного скоростного поезда. Зачем же бежать, торопиться, когда можно сесть в наш волшебный поезд и мгновенно очутиться в нужном месте.

Учитель:

- Чтобы отправиться дальше в путешествие, мы воспользуемся приглашением кота Мурзея. Все билеты в два вагона. Но чтобы их приобрести, надо решить примеры.

(Дети берут конверт, на котором написан номер вагона и 4 примера. на этих же карточках записывают быстро ответы.)

Учитель:

- Вы выполнили много работы, и наверное, устали. Давайте сделаем зарядку.

  1. Физминутка.

Зайка шел, шел, шел,

Белый гриб нашел.

Раз грибок,

Два грибок,

Три грибок –

Положил их в кузовок.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал заинька считать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

  1. Задания Василисы Премудрой

Учитель:

- Волшебный поезд привез нас в тридесятое государство к Василисе Премудрой.

Василиса Премудрая:

- Я хозяйка шестого сектора округа. Добро пожаловать в мою школу мудрости. В этой вы будете не просто считать, но и решать самые сложные проблемы. Для этого нам потребуется сосредоточить все внимание, уметь сравнивать, принимать нужное решение. Готовы?

  • Задание 1:

(Таблица, на которой котенок и несколько мячей разного цвета: синие, красные, желтые. Изображения расположены в определенном порядке.)

Какой мяч выбрал для игры котенок, если этот мяч не синий, а справа от него лежит красный мяч.

Задание 2.

Как разделить вазы с конфетами поровну на две группы.

Задание 3

Запишите те примеры только ответы к которым являются четными числами.

(Работа в тетрадях.)

Карточки с примерами.

Василиса Премудрая:

- Если вы решите все примеры верно, то я исчезну вместе с моим волшебством, а вам пожелаю дальнейших успехов в учебе.

8. Сюрпризы.

Учитель:

- Вот опять возвращается довольный Петрушка.

Петрушка:

- Мы с вами, ребята, заходим в седьмой сектор круга, который является сюрпризным.

Я думаю, что все звери и Василиса остались вами довольны. Вы сегодня продемонстрировали свои умения, навыки, знания, математическое мышление.

- Тут и сказочке конец, а кто работал – молодец! Все получите из седьмого сектора сувенир- медальку за знания в математике. Молодцы! До свидания!

Раздаются медальоны.

Подведение итогов урока.

Учитель:

- Что вам больше всего понравилось? Что особенного запомнилось?

- Какой материал мы могли повторить из прошлых уроков?

10. Домашнее задание.

Нарисуйте одного из героев сегодняшнего урока.

15.02.2017 14:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП