СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В педагогическом дизайне термин форма может употребляться в значении «форма обучения» (внешняя организация процесса обучения, зависящая от смыслов, целей, содержания, методов, средств, материального обеспечения и др.) и «форма организации процесса обучения» (содержание отношений субъектов образовательного процесса, выражаемое в ситуациях, процедурах, событиях и др.).
Формы педагогического дизайна – это целенаправленная, организованная, содержательная, научно-методически обоснованная система взаимодействия субъектов образовательного процесса, использующих сочетание реальных и виртуальных технологий обучения.
Функции форм педагогического дизайна:
организаторская – использование алгоритмов (обобщенных методик) в организации форм работы (презентации, разработки, беседы, коллективные творческие дела, конкурсы и т. п.), предполагающих последовательное прохождение стадий, этапов;
регулирующая – предварительное продумывание взаимодействий субъектов образования, в результате чего происходит формирование норм социальных отношений;
информативная – предполагает актуализацию знаний и обращение к опыту субъектов взаимодействия.
В педагогической теории и практике создано множество форм, которые классифицируются по различным основаниям:
количество вовлеченных участников: от индивидуальных (для одного человека), парных, групповых до коллективных и массовых;
используемые средства: от игровых (имитации, соревнования и др.), форм трудовой деятельности до общения (прямого или опосредованного);
используемые методы: от словесных до действенных;
время проведения: от кратковременных до продолжительных и традиционных;
время подготовки: от экспромта до длительной подготовки;
способы влияния педагога: непосредственное и опосредованное;
субъект организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
результат: информационный обмен, общее решение, продукт;
место проведения: аудиторные–внеаудиторные, классные–внеклассные, школьные–внешкольные и др.
Если рассматривать форму реализации педагогического дизайна как единство содержания, средств и методов, можно классифицировать формы следующим образом:
учебно-плановые (лекция, урок, тестирование, семинар, домашняя работа, экзамен и др.);
внеплановые (лабораторные, симпозиумы, консультации, коллоквиумы, конференции, кружки, экскурсии и др.);
вспомогательные (групповые и индивидуальные консультации, репетиторство и др.).
Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям.
В. И. Андреев классифицировал формы на основании доминирующей цели обучения. В соответствии с этим занятия бывают вводные, углубленные, практические, систематизирующе-обобщающие, контрольные и комбинированные.
В. А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям: на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.
А. В. Хуторской выделяет 3 группы форм организации обучения:
индивидуальные (репетиторство, наставничество, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение и др.);
коллективно-групповые (уроки, лекции, тренинги, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры и др.);
индивидуально-коллективные (погружения, творческие недели, научные недели, проекты и др.).
В соответствии с форматом передачи и получения знаний, выделяются очные, заочные, очно-заочные и дистанционные формы обучения.
Очная форма: регулярное и системное посещение занятий со сдачей зачетов и экзаменов по результатам обучения.
Очно-заочная: получение образование в выходные дни и вечернее время с сохранением основного места работы.
Заочная: преимущественно самостоятельный способ обучения, с прохождением установочной и экзаменационных сессий.
Дистанционная: обучение через Интернет – специализированные системы дистанционного обучения, образовательные серверы, платформы, мессенджеры, электронная почта, чаты, вебинары, видеоконференции и т. д.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 234