СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие форм реализации педагогического дизайна

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогическом дизайне термин форма может употребляться в значении «форма обучения» (внешняя организация процесса обучения, зависящая от смыслов, целей, содержания, методов, средств, материального обеспечения и др.) и «форма организации процесса обучения» (содержание отношений субъектов образовательного процесса, выражаемое в ситуациях, процедурах, событиях и др.).

Формы педагогического дизайна – это целенаправленная, организованная, содержательная, научно-методически обоснованная система взаимодействия субъектов образовательного процесса, использующих сочетание реальных и виртуальных технологий обучения.

Функции форм педагогического дизайна:

организаторская – использование алгоритмов (обобщенных методик) в организации форм работы (презентации, разработки, беседы, коллективные творческие дела, конкурсы и т. п.), предполагающих последовательное прохождение стадий, этапов;

регулирующая – предварительное продумывание взаимодействий субъектов образования, в результате чего происходит формирование норм социальных отношений;

информативная – предполагает актуализацию знаний и обращение к опыту субъектов взаимодействия.

В педагогической теории и практике создано множество форм, которые классифицируются по различным основаниям:

количество вовлеченных участников: от индивидуальных (для одного человека), парных, групповых до коллективных и массовых;

используемые средства: от игровых (имитации, соревнования и др.), форм трудовой деятельности до общения (прямого или опосредованного);

используемые методы: от словесных до действенных;

время проведения: от кратковременных до продолжительных и традиционных;

время подготовки: от экспромта до длительной подготовки;

способы влияния педагога: непосредственное и опосредованное;

субъект организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

результат: информационный обмен, общее решение, продукт;

место проведения: аудиторные–внеаудиторные, классные–внеклассные, школьные–внешкольные и др.

Если рассматривать форму реализации педагогического дизайна как единство содержания, средств и методов, можно классифицировать формы следующим образом:

учебно-плановые (лекция, урок, тестирование, семинар, домашняя работа, экзамен и др.);

внеплановые (лабораторные, симпозиумы, консультации, коллоквиумы, конференции, кружки, экскурсии и др.);

вспомогательные (групповые и индивидуальные консультации, репетиторство и др.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям.

В. И. Андреев классифицировал формы на основании доминирующей цели обучения. В соответствии с этим занятия бывают вводные, углубленные, практические, систематизирующе-обобщающие, контрольные и комбинированные.

В. А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям: на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.

А. В. Хуторской выделяет 3 группы форм организации обучения:

индивидуальные (репетиторство, наставничество, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение и др.);

коллективно-групповые (уроки, лекции, тренинги, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры и др.);

индивидуально-коллективные (погружения, творческие недели, научные недели, проекты и др.).

В соответствии с форматом передачи и получения знаний, выделяются очные, заочные, очно-заочные и дистанционные формы обучения.

Очная форма: регулярное и системное посещение занятий со сдачей зачетов и экзаменов по результатам обучения.

Очно-заочная: получение образование в выходные дни и вечернее время с сохранением основного места работы.

Заочная: преимущественно самостоятельный способ обучения, с прохождением установочной и экзаменационных сессий.

Дистанционная: обучение через Интернет – специализированные системы дистанционного обучения, образовательные серверы, платформы, мессенджеры, электронная почта, чаты, вебинары, видеоконференции и т. д.

13.03.2022 10:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!