© 2019 1044
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
автор: Ревенко Евгений Михайлович
На протяжении многих лет учеными фиксируется устойчивая тенденция снижения мотивации и посещаемости занятий по дисциплине «Физическая культура» как у российских учащихся, так и у школьников за рубежом [3, 11, 18, 27, 31, 32, 34, 35, 36]. При этом у большинства учащихся, вопреки базовой потребности детей, подростков и молодежи в движениях, наблюда- ется отсутствие в режиме дня самостоятельных форм занятий физическими упражнениями [22]. Такие формы занятий, как известно, выступают необ- ходимыми составляющими в реализации здорового образа жизни, а объём физической нагрузки (двигательной активности), реализуемый исключи- тельно в рамках занятий по дисциплине «Физическая культура», является недостаточным для компенсации низкой двигательной активности под- растающего поколения. Отмеченное свидетельствует о том, что система физического воспита- ния детей и молодежи не решает одну из главных задач – формирование ус- тойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями, реализации двигательной активности. Данная проблема является комплексной, в кото- рой, безусловно, отражаются: влияние низкой привлекательности уроков физической культуры, влияние семейного воспитания, доступности и ка- чества физкультурно-спортивной инфраструктуры по месту жительства и мн. др. Вместе с тем невозможно говорить о качестве внешних развиваю- щих и воспитательных воздействий безотносительно к внутренним факто- рам развития (индивидуальных особенностей взрослеющей личности). В связи с необходимостью повышения привлекательности занятий фи- зическими упражнениями в рамках дисциплины «Физическая культура», по- вышения востребованности двигательной активности (в том числе и в раз- личных формах самостоятельных занятий) высока актуальность изучения индивидуальных особенностей возрастного развития и то, как последние от- ражаются на мотивационной сфере взрослеющей личности. Проблеме мотивации и мотивов посвящены труды многих отечествен- ных [1, 4, 8, 10, 14, 21, 24, 29] и зарубежных [16, 26, 30, 33] исследователей. Большое внимание изучению мотивации уделялось и исследователями в об- ласти физической культуры и спорта [2, 5, 6, 7, 9, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 23, 25, 28]. При этом диагностический инструментарий по объективным причи- нам в большей степени ориентирован на изучение мотивации применитель- но к спортивной деятельности. Известны методики «Мотивы занятий спор- том» (А. В. Шаболтас), «Изучение мотивов занятий спортом» (В. И. Троп- ников) и др. Перечисленные и подобные им методики неприменимы в сфере физического воспитания и изучения мотивации к реализации двигательной С ибА Д И 4 активности в целом, вне зависимости от форм организации занятий физиче- скими упражнениями. Более того, в связи с устойчивой тенденцией ухудше- ния состояния здоровья и физической подготовленности современных детей и молодежи, наблюдающейся на фоне снижения интереса к занятиям физи- ческими упражнениями, назрела острая необходимость разработки диагно- стического инструментария для изучения различных аспектов мотивации к реализации двигательной активности. Среди используемых известных методик можно привести опросник В. Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности» в кото- ром наряду с другими имеется шкала «общая активность», но последняя от- ражает активность личности недифференцированно, в разных сферах (об- щении, профессиональной деятельности и др.). Вместе с тем на фоне высокой актуальности изучения мотивации к за- нятиям физическими упражнениями, двигательной активности в настоящее время нет единой общепринятой методики, оценивающей мотивацию к реа- лизации двигательной активности недифференцированно, вне зависимости от сферы и форм, в которых она могла бы реализоваться. Это негативно от- ражается на научной работе, направленной на изучение мотивации к заняти- ям физическими упражнениями, поскольку каждый исследователь исполь- зует свой опросник, в результате чего невозможно сопоставлять и сравни- вать результаты исследований по данному вопросу, полученные на разных выборках в разное время. Отмеченное обусловливает высокую актуальность разработки и поиска методик для оценки мотивации к двигательной актив- ности недифференцированно от формы, в которой она реализуется. Не пре- тендуя на «истину в последней инстанции», полагаем, что проведенная ра- бота в перспективе послужит разработке единой общепринятой методики для оценки мотивации к реализации двигательной активности. Термин «мотивация» в науке трактуется по-разному. За основу в на- стоящих рекомендациях взято понимание мотивации как сложного и много- гранного динамического процесса формирования мотива, в который вклю- чен широкий спектр мотиваторов: свойств, качеств, отношений личности, влияющих на формирование мотива [8]. В этой связи в опросник включены вопросы, затрагивающие разные уровни интегральной индивидуальности. В частности, вопрос № 32 направ- лен на оценку психомоторной скорости, являющейся проявлением формаль- но-динамических свойств индивидуальности. Также в опроснике представ- лены вопросы, отражающие отношение личности к занятиям физическими упражнениями как в рамках образовательного процесса по дисциплине «Фи- зическая культура» (№ 11 – 21), так и в рамках самостоятельных форм заня- тий, в ходе организации досуга (№ 1, 3, 4, 6, 8, 9, 23, 28). Также в опросник С ибА Д И 5 включены вопросы, отражающие самооценку, притязания, успешность в сфере физической культуры (№ 5, 15, 16, 18), что косвенно отражает физи- ческую подготовленность. Определенная часть вопросов посвящена оценке формирующего влия- ния на мотивацию индивидуальной среды, доминирующей в семье (№ 8, 31), являющейся одним из главных социальных институтов воспитания взрос- леющей личности, а также оценке влияние среды, сложившейся в кругу дру- зей и товарищей (№ 10, 27). Спектр представленных вопросов позволяет дифференцировать респон- дентов по уровню мотивации к реализации двигательной активности на ос- нове анализа их расположенности, отношения к занятиям физическими уп- ражнениям как в рамках образовательного процесса в учебных заведениях, так и в рамках других форм, в том числе при организации досуга. Разнопла- новость вопросов опросника продиктована желанием оценить мотивацию к двигательной активности не в какой-то отдельной сфере (например, в рам- ках учебного процесса в образовательном учреждении), а в целом в жизне- деятельности детей и молодежи. 1. ТЕКСТ ОПРОСНИКА Инструкция. Методика «Диагностика мотивации к реализации дви- гательной активности» направлена на изучение мотивации к двигательной активности недифференцированно, без учета интересов в какой-либо сфе- ре физкультурно-спортивной или иных деятельностей. Респонденту необходимо выбрать один из трех вариантов ответов на каждый вопрос с учетом того, что ему свойственно в большей степени (проявляется сравнительно чаще). Старайтесь долго рассуждать над выбо- ром варианта ответа. В заданиях нет «хороших» или «плохих» вариантов ответов, все они отражают лишь ту или иную выраженность индивиду- альной особенности и неповторимости каждого человека. ОПРОСНИК «Диагностика мотивации к реализации двигательной активности» 1. В свободное время вы предпочитаете активное времяпрепро- вождение (катаетесь на велосипеде, посещаете бассейн, играете в спортивные игры с друзьями, ходите в походы и т.п.): а) часто; б) периодически; в) очень редко. С ибА Д И 6 2. Вы занимались в какой-либо спортивной секции: а) всегда; б) иногда; в) никогда. 3. Вы реализуете виды деятельности, требующие больших физи- ческих напряжений (туристические походы, сплавление по рекам, верховая езда на лошади и др.): а) часто; б) периодически; в) очень редко. 4. Наличие в летних оздоровительных лагерях (базах отдыха) спортивных сооружений, оборудования является для вас: а) обязательным условием качественного отдыха; б) незначительным фактором организации отдыха; в) ненужным условием для полноценного отдыха. 5. Вы с удовольствием участвуете в спортивно-массовых меро- приятиях в команде за честь класса (группы): а) как правило, да; б) периодически; в) очень редко. 6. В свободное вечернее время чаще всего вы предпочтете: а) обязательно прогулку на свежем воздухе; б) возможны оба варианта, в зависимости от настроения; в) просмотр телевизора, чтение книги. 7. По вашему мнению, в школе (трудовом коллективе на произ- водстве) должны организовываться спортивно-массовые мероприя- тия между классами (подразделениями): а) обязательно; б) вопрос спорный; в) нет, это лишняя нагрузка на сотрудников. С ибА Д И 7 8. У вас в семье принято проводить совместный активный от- дых, требующий повышенной двигательной активности (кататься на велосипедах, ходить в походы, сплавляться по рекам и т.п.): а) регулярно; б) периодически; в) очень редко. 9. Находясь на отдыхе на природе (в туристическом походе) вы предпочтёте: а) спортивные и подвижные игры с использованием спортивного ин- вентаря; б) подвижные игры без спортивного инвентаря; в) отдых без спортивных и подвижных игр. 10. Среди ваших друзей много тех, кто активно занимается фи- зическими упражнениями (посещает бассейн, группы «Здоровья» и т.п.) или спортом в дополнение к урочным формам организации фи- зического воспитания в школе (вузе): а) много; б) мало; в) таких практически нет. 11. Вы с удовольствием посещаете занятия по дисциплине «Фи- зическая культура»: а) всегда; б) периодически; в) очень редко. 12. Вам нравятся задания, которые необходимо выполнять на уроках (занятиях) по дисциплине «Физическая культура»: а) часто; б) иногда; в) очень редко. 13. Включение в расписание дополнительного урока (занятия) по дисциплине «Физическая культура» вызвало бы у вас: а) удовлетворенность; б) безразличие; в) разочарование. С ибА Д И 8 14. На уроках (занятиях) физической культуры вы предпочли бы заниматься видом спорта: а) обязательно любимым видом; б) всеми видами понемногу; в) безразлично, чем заниматься. 15. Вы участвуете в спортивно-массовых мероприятиях помимо обязательных уроков (занятий) по дисциплине «Физическая культура»: а) часто; б) иногда; в) очень редко. 16. На уроках (занятиях) по дисциплине «Физическая культура» вы стараетесь быть в центре внимания учителя и других учащихся: а) всегда; б) иногда; в) никогда. 17. Какие у вас отношения с учителем (преподавателем) физиче- ской культуры: а) всегда хорошие; б) нейтральные; в) чаще бывает недопонимание. 18. Ваша успеваемость по дисциплине «Физическая культура»: а) высокая; б) средняя; в) низкая. 19. К пропускам уроков (занятий) по дисциплине «Физическая культура» вы относитесь: а) отрицательно, стараюсь не пропускать; б) в крайне редких случаях можно пропускать; в) пропускать можно, есть более важные занятия. 20. Вы считаете, что организация физической культуры должна основываться на двух или трех уроках (занятиях) в неделю: а) трех; б) когда как, в зависимости от настроения; в) двух. С ибА Д И 9 21. Как вы относитесь к домашним заданиям по дисциплине «Физическая культура» (самостоятельное выполнение комплексов физических упражнений по рекомендации педагога): а) с удовольствием; б) безразлично; в) отрицательно. 22. Занятия физическими упражнениями являются для вас важ- ным средством поддержания высокой работоспособности: а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет. 23. В микрорайоне, где вы проживаете, достаточно развита физ- культурно-спортивная инфраструктура (наличие спортивных площа- док, футбольного поля, спортивных залов, бассейна и т.п.): а) хотелось бы видеть более развитую инфраструктуру; б) кое-что есть, но считаю и этого достаточно; в) этим вопросом никогда не интересовался (-лась). 24. У вас есть любимый (любимые) вид спорта, которым бы предпочли заниматься в рамках уроков (занятий) по дисциплине «Физическая культура»: а) есть; б) любимого нет, интересуюсь многими; в) к видам спорта отношусь безразлично. 25. Физическое развитие (телосложение, фигура) является для вас: а) очень важным; б) имеет значение, но особо не озадачивает; в) абсолютно не важным. 26. Вы стремитесь получить знания о рациональной организа- ции двигательной активности для самостоятельных занятий физиче- скими упражнениями: а) при возможности обязательно; б) если нечего делать, то можно почитать (послушать); в) это меня совсем не интересует. С ибА Д И 10 27. Среди однокурсников (одноклассников) у вас больше това- рищей, увлекающихся: а) физической культурой и спортом; б) в равной степени из разных сфер; в) культурой и искусством. 28. Для повышения настроения вы чаще предпочтете: а) занятие любимым видом физкультурной активности; б) прогулку в парке; в) просмотр кинофильма, чтение художественной литературы. 29. Значение оптимальной двигательной активности (занятий физическими упражнениями) для формирования и поддержания здо- ровья на ваш взгляд является: а) одним из главных факторов здоровья; б) имеет значение, но далеко не первостепенное; в) не важным. 30. Занятия физическими упражнениями являются для вас дей- ственным средством снятия эмоционального напряжения, накоплен- ного при умственной деятельности (учебе): а) часто; б) иногда; в) никогда. 31. Родители поощряют ваши самостоятельные занятия физиче- скими упражнениями: а) всегда; б) периодически; в) затрудняюсь ответить. 32. Ваши движения в повседневной жизни быстры и энергичны: а) как правило, да; б) иногда, в зависимости от ситуации; в) нет, предпочитаю медленные, размеренные движения. Благодарим за работу! С ибА Д И 11 Бланк ответов ФИО ____________________________, класс (группа) ________________ Ключ По результатам респонденты могут быть разделены на три условные группы: 1. Высокая мотивация к реализации двигательной активности – от 76 баллов и выше. 2. Средняя – от 55 до 75 баллов. 3. Низкая – от 54 баллов и ниже. № вопроса Вариант ответа Баллы № вопроса Вариант ответа Баллы А Б В А Б В 1 17 2 18 3 19 4 20 5 21 6 22 7 23 8 24 9 25 10 26 11 27 12 28 13 29 14 30 15 31 16 32 № вопроса Вариант ответа Баллы № вопроса Вариант ответа Баллы А Б В А Б В 1 3 2 1 17 3 2 1 2 3 2 1 18 3 2 1 3 3 2 1 19 3 2 1 4 3 2 1 20 3 2 1 5 3 2 1 21 3 2 1 6 3 2 1 22 3 2 1 7 3 2 1 23 3 2 1 8 3 2 1 24 3 2 1 9 3 2 1 25 3 2 1 10 3 2 1 26 3 2 1 11 3 2 1 27 3 2 1 12 3 2 1 28 3 2 1 13 3 2 1 29 3 2 1 14 3 2 1 30 3 2 1 15 3 2 1 31 3 2 1 16 3 2 1 32 3 2 1 С ибА Д И 12 2. ОБОСНОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ МЕТОДИКИ
© 2019 1044