СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учитель: Мелешко Лариса Сергеевна.
УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема урока: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»
Форма проведения: заседание клуба
Цель: познакомить учащихся со свойствами льда
Задачи урока:
Формируемые личностные метапредметные УУД:
Формируемые регулятивные УУД:
Задание для всех присутствующих: подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками.
Оборудование и наглядные пособия: учебник, хрестоматия, ТПО, блюдца со льдом, молоточки, дощечки, стакан пустой, стакан с водой, тонкие пластинки льда, клеёнки на стол, салфетки.
ХОД УРОКА:
-Добрый день! Начинаем урок окружающего мира. Поприветствуйте наших гостей. Проверьте готовность к уроку: на столе лежат учебник, хрестоматия, тетради для самостоятельной работы, дневники, пеналы.
-Откройте страницу «Содержание». Назовите тему сегодняшнего урока.
-Тема урока «Свойства воды в твёрдом состоянии».
-В какой форме авторы учебника предлагают провести этот урок?
-В форме заседания клуба.
- Какое по счёту заседание в этом году?
-Второе.
- Всего их в третьем классе будет 10. А какова тема первого заседания клуба?
- Свойства воды в жидком состоянии.
-Вспомните, по какому плану проходило любое заседание клуба, проводимое ранее?
-Любое заседание клуба проходило по плану: выбор председателя, доклад или сообщение, проведение опытов, подведение итогов.
1. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ КЛУБА
1. Выбор председателя
-Мы открываем второе в этом году заседание клуба, председателем которого в этот раз будет Кагочкин Александр.
Председатель: тема нашего заседания «Свойства воды в твёрдом состоянии» (Свойства льда) — пишет на доске. Задание для всех присутствующих - подготовить доклад о свойствах льда для беседы с первоклассниками (записывают в дневник с.68-71, подготовить доклад).
- Пока председатель оформляет записи на доске, мы побеседуем. Встаньте те из вас, кто является членом клуба «Мы и окружающий мир»? Проверьте, у всех ли из вас с собой членские билеты. Кто из вас ещё хотел бы стать членом клуба? Подскажите, как это сделать.
- Нужно написать письмо в клуб и вложить его в конверт с обратным адресом.
- Где можно узнать адрес клуба?
- В учебнике на странице 6.
- Какая пиктограмма указывает, что авторы учебника приглашают вас к переписке?
- Пиктограмма «Напиши нам письмо» с изображением конверта.
- В конце 1-ого класса вы вступили в переписку с членами научного клуба «Мы и окружающий мир». Многим из вас пришли письма с ответами. Кто хотел бы зачитать отрывки из писем? (Сердитых Анна, Абрамова Лиза, Лукин Денис, Чичерина Вика)
2. Проведение опытов
Председатель: Вспомните правила проведения опытов.
1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, но ими можно пораниться.
2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
3. Опыты проводятся поочерёдно каждым учеником.
4. Если опыт проводит один ученик, то второй молча наблюдает. Только после этого проводится обмен мнениями по результатам проведённого опыта.
5. Переговариваться друг с другом можно тихо, не мешая остальным.
6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению учителя.
7. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Председатель: Сколько опытов нам предстоит провести на этом заседании клуба?
- Четыре опыта.
-Возьмите простой карандаш и пронумеруйте пиктограммы «Опыт».
Опыт №1.
Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №1. Назовите, что необходимо для проведения этого опыта?
- Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, дощечки, молоток, салфетка.
Председатель: Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).
Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)
Председатель: обсудите в парах результаты опыта.
Выслушивает 1-2 пары.
Председатель: Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.68. Зачитайте по учебнику общий вывод по первому опыту.
Председатель: Как в учебнике показан вывод?
- Выделен крупным шрифтом.
Председатель: Запишите вывод по опыту №1 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)
Дети записывают вывод в ТПО (Лёд тает, превращается в воду. Лёд холодный, скользкий, хрупкий)
- Прочитайте текст на с.69 до красной рамки. О каком опасном явлении идёт речь в этом отрывке?
- О гололёде.
- Сегодня у нас в гостях Еркулёва Елена Сергеевна, медицинский работник, мама Данилы и Влада. Елена Сергеевна познакомит вас с правилами безопасного поведения на улице во время гололёда.
Сообщение Еркулёвой Е.С. о безопасном поведении на улице во время гололёда.
- В школе с.Мирного перед ребятами выступала мама Маши и Миши, Иванова Тамара Егоровна. Прочитайте советы врача Тамары Егоровны (работа в парах).
- Какими новыми советами можно дополнить сообщение Елены Сергеевны?
- Особенно осторожно надо переходить дорогу. На скользкой дороге водителю труднее управлять машиной. Иногда машину заносит, и водитель не может остановить её даже у «зебры», своевременно нажав на тормоза.
- Знания о том, что лёд скользкий, помогали в давние времена в борьбе с врагами. Крепости, как правило, были защищены от врагов рвами с водой. Зимой, когда неприятель всё же подходил к крепости, защитники поливали водой стены крепости. По ледяной стене взобраться вверх было невозможно.
Опыт №2.
Председатель: Переходим к следующему опыту. Прочитайте вопросы к опыту №2. Назовите, что необходимо для проведения этого опыта?
- Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, блюдце, пустой стакан, салфетка.
Председатель: Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).
Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)
Председатель: обсудите в парах результаты опыта.
Выслушивает 1-2 пары.
Председатель: Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.70. Зачитайте по учебнику общий вывод по второму опыту.
- Как в учебнике показан вывод?
- Выделен крупным шрифтом.
- Запишите вывод по опыту №2 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)
Дети записывают вывод в ТПО (Лёд — твёрдое тело).
- Как это свойство льда использует человек?
- Свойства льда как твёрдого тела используется на стадионах и школьных дворах, где зимой заливают большие ледяные площадки-катки для занятия спортом.
- Это свойство льда используют для того, чтобы зимой передвигаться по замёрзшим водоёмам на транспорте или пешком.
Опыт №3.
Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №3. Назовите, что необходимо для проведения этого опыта?
- Для проведения опыта необходимы: кусочки льда, стакан с водой, салфетка.
Председатель: Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).
Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)
Председатель: обсудите в парах результаты опыта.
Выслушивает 1-2 пары.
Председатель: Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.70. Зачитайте по учебнику общий вывод по третьему опыту.
- Запишите вывод по опыту №3 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)
Дети записывают вывод в ТПО (Лёд не тонет).
- Это свойство льда особенно важно для обитателей водоёмов.
Опыт №4.
Председатель: Прочитайте вопросы к опыту №4. Назовите, что необходимо для проведения этого опыта?
- Для проведения опыта необходимы: тонкая пластинка льда, цветной карандаш, салфетка.
Председатель: Возьмите необходимое оборудование со стола учителя. (Учащиеся выходят по очереди к столу учителя за оборудованием).
Учащиеся выполняют практическую работу (один ученик читает вопрос, затем по очереди выполняют задание)
Председатель: обсудите в парах результаты опыта.
Выслушивает 1-2 пары.
Председатель: Сравним наши наблюдения с выводами Миши Иванова на с.71. Зачитайте по учебнику общий вывод по третьему опыту.
- Запишите вывод по опыту №3 в тетрадь (ТПО с. 26 №36)
Дети записывают вывод в ТПО (Лёд бесцветен и прозрачен).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Показ слайд-шоу.
(голодёд, ледоход на реке, капель, айсберги, несчастные случаи на реке, каток, охрана крепости в древности).
2. Ответы на вопросы в учебнике с.71
3. Резерв (чтение статей в хрестоматии «Почему лёд не тонет» и «Вода плохо проводит тепло»)
4. Заслушивание сообщений учащихся
- Какое задание для всех присутствующих было дано в начале урока?
- Подготовить доклад для первоклассников на тему «Свойства льда».
- Кто хочет попробовать сделать такое сообщение сейчас? (по желанию)
Председатель: Итак, подведём итоги. Прочитайте вывод по первому опыту.
Председатель: Прочитайте вывод по второму опыту.
Председатель: Прочитайте вывод по третьему опыту.
Председатель: Прочитайте вывод по четвёртому опыту.
Председатель: Все вопросы рассмотрели, все опыты провели. Заседание клуба окончено.
Д/з: с.68-71, подготовить доклад. По желанию — подбор иллюстраций о свойствах льда.
1. Подведение итогов
- Какие советы врача запомнили?
- Для чего нужно знать о свойствах льда?
- Свойства льда нужно знать, чтобы сохранить своё здоровье, уберечь себя от неприятностей, предотвратить беду.
- Воспользуйтесь этими знаниями во время каникул и уже сегодня, когда пойдёте домой, вспомните советы врача, о которых прочитали в учебнике.
© 2019, Орехова Екатерина Сергеевна 562