СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Толера́нтность (от
Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»
Толерантность означает
Ежегодный праздник с международным статусом, с недавнего времени отмечаемый и в России – День терпимости (толерантности), празднуется 16 ноября. Праздник появился благодаря деятельности ООН, посвященной борьбе за равные возможности и сохранение индивидуальности каждого. Второе название праздника – День толерантности. В России День толерантности в 2017 году отмечается в четверг 16 ноября. История праздника Международный день терпимости или День толерантности появился более двадцати лет назад, в 1995 году. Инициатором праздника стала международная организация ЮНЕСКО. В этот день на Генеральной конференции объединения была зачитана и принята Декларация принципов терпимости. Документ ЮНЕСКО признавал, что независимо от разницы в культурах и воспитании все люди обладают равными правами на сохранение собственной индивидуальности. В Декларации рассматривались основные признаки нетерпимости и предлагались методы борьбы с ней. ЮНЕСКО разработал не только главные принципы борьбы с нетерпимостью, но и программы внедрения толерантности в сознание людей. Вслед за ЮНЕСКО вопросы толерантности обсудила и ООН. Спустя два года после провозглашения Декларации, в 1997 году, Организация Объединенных Наций предложила утвердить День толерантности как международный праздник. Так за этим днем окончательно закрепилось число 16 ноября. В качестве обоснования своего предложения о праздновании Дня терпимости ООН ссылается на Устав организации, где прописаны основные принципы толерантности, которые обязались соблюдать все члены организации, подписавшие Устав. Новый акцент на вопросах толерантности ООН сделало в 2005 году. Генеральный секретарь организации зачитал обращение ко всем странам-членам Организации, в котором воззвал к проявлению терпимости на фоне все возрастающего экстремизма и терроризма. Принятая ООН резолюция гласит, что необходимо проявлять уважение друг к другу как к личностям, ценить собственные и чужие принципы и особенности, ни принижая при этом особенности других. Призыв оставить ненависть и стремиться узнавать друг о друге как можно больше, выявляя все самое лучшее в культурных и религиозных традициях других народов.
Традиции праздника Дня толерантности Мероприятия, проводимые в День толерантности, направлены на развитие принципов терпимости друг к другу. В первую очередь в ряд подобных мероприятий вовлечены дети, ведь именно в школе закладываются принципы уважения и понимания богатства культур к народам нашей страны. В числе таких мероприятий – открытые уроки, доклады и конференции, где школьники рассказывают о своем понимании толерантности. Во многих школах устраиваются концерты, где демонстрируются культурные особенности, характерные для разных наций, проживающих в нашей стране. В 2017 году День толерантности в России будет отмечаться во всех школах страны. Круглые столы, конференции и открытые уроки у учеников как старших, так и младших классов направлены на то, чтобы внедрить в сознание детей принципы терпимости к другим, принципы уважения. Педагоги уверены: учить детей уважать и ценить особенности других необходимо в школьном возрасте. Гибкая детская психика позволяет легко приспособится к требованиям внешнего мира, легко воспринимая характерные другим людям черты.
Принципы толерантности:
Успешность решения проблемы формирования толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов.
Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности.
1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
Условия реализации данного принципа:
· добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
· доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;
· предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
· дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами;
· учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
· нужно опираться на активную позицию ребенка, его самостоятельность и инициативу;
· в общении с ребенком должно доминировать уважительное отношение к нему;
· педагог не только должен призывать ребенка к толерантности, но и быть толерантным;
· педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в решении его актуальных проблем;
· поэтапно решая воспитательные задачи, педагог должен постоянно искать варианты из решения, которые в большей степени принесут пользу каждому ребенку;
· защита ребенка должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;
· в классе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не допускают унижения достоинства детей.
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами в данном социуме.
Условиями реализации данного принципа являются:
· соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, ближайшем социуме;
· координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;
· обеспечение взаимодействия с семьей, реализация толерантного действия на семью и ребенка;
· ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
· учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.);
· коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
· процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;
· школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;
· педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
· все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
· мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
· определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;
· выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
· учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентаций при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности;
· предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.
В педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
· работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на нормы, сформированные каждым ребенком, и групповые нормы и интересы;
· успех в воспитании толерантности при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;
· осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо пользоваться объективной информацией об учащемся;
· педагог только на основе взаимодействия с учеником должен вести поиск способов коррекции его поведения;
· постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
Условиями реализации являются:
· стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
· коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
· процесс воспитания толерантности строится с учетом реалий социальных отношений, учитывая особенности экономики, политики, духовности общества;
· школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами, необходимо широко использовать совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
· самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;
· стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определение своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
· оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.
В практической педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
· проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
· ребенок должен добиваться успеха в своих отношениях с людьми не только на основе осознания необходимости установления этих отношений;
· нельзя предусмотреть все варианты отношений с людьми, но человеку надо быть готовым к их установлению.
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах.
Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении формируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
· принятие общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
· представления возможности каждому для самореализации и самовыражения;
· определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
· развитии детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
· формировании позитивного отношения к творчеству.
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
· школа для ребенка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность педагогов и товарищей к своим успехам и неудачам;
· педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;
· общая цель школы - цель каждого педагога и ученика;
· необходимо реально уважать мнение детей, а не играть с детьми в уважении к ним;
· каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
· толерантный педагог воспитывает толерантных учащихся.
В рамках фестиваля «Марийская осень – 2017» 3 октября в столице Марий Эл состоится концерт эстонских музыкантов. Во время вечера можно будет услышать и произведения композиторов Эстонии на марийскую тему.
В программе концерта музыкального проекта из Талинна «HELI ja KEEL» (ЗВУК и ЯЗЫК) обработки эстонских народных песен Вельо Тормиса и Эстер Мяги, произведения современных эстонских композиторов Марта Сиймера на марийскую песню «Тале вӱд гоч», Марианны Лийк на стихи Татьяны Очеевой «Какаргыше шопке лышташ». Прозвучат архаичные напевы уральских марийцев в экспериментальном сопровождении эстонского каннеля, марийской скрипки ия ковыж.
https://mariuver.com/2017/09/17/est-obr-mari/
Источники:
http://studbooks.net/1898989/pedagogika/printsipy_formirovaniya_tolerantnosti_uchaschihsya.
-80%
© 2017, Иванова Валентина Витальевна 790