СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Экологическое воспитание на уроках биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания детей. Поэтому на уроках биологии, акцентирую внимание учащихся на экологические аспекты, воспитываю чувство личной ответственности за сохранение и улучшение среды жизни. Так, например в теме «Бактерии» расширяю информацию об их экологическом значении. Например, бактерии способные к пищеварению углеводородов используют для собирания разлитой нефти, бактерии используют вместо пестицидов в биологической борьбе с вредителями, лактобактерии в комбинации с дрожжами и плесенью используют для производства продуктов питания.

В теме «Грибы» акцентирую внимание учащихся на классификации грибов, многие виды грибов (лисички, белый гриб, вешенки, однобочки) используются человеком в пищу, поскольку нужны для развития нашего организма. Поэтому учащиеся должны отличать ядовитые виды грибов от съедобных. Так же грибы образуют физиологически активные вещества, необходимые для лечения многих заболеваний (туберкулез, психические заболевания)

При изучении классификации и многообразия растений и животных особое внимание уделяю редким и исчезающим представителям местной флоры и фауны, причинам, уменьшения их численности. Поскольку каждый организм является звеном целостной экологической системы и исчезновение одного звена приведет к нарушению деятельности всей системы. Так же животные и растения являются поставщиками лекарственного и парфюмерного сырья, источником пищи, генофондом животноводства и растениеводства, биологическими индикаторами чистоты водоемов.

При изучении строения и функций организма человека, индивидуального развития организма. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

В наше время поход в любой магазин или супермаркет можно сравнить с прогулкой по отделу бытовой химии. Этикетки пестрят элементами из таблицы Менделеева, мясо состоящее из гормонов и подкрашено, молоко по вкусу напоминает подбеленную воду, хлеб, в котором эффект подъема на дрожжах имитируется химическими разрыхлителями, принял на себя полномочия оружия массового поражения. Поэтому на уроках разбираем, что означает буква Е на этикетках. А так же не оставляем без внимание вопрос разложение веществ различной природы в окружающей среде (банановая кожура 2-3 недели, огрызок от яблока 2 месяца, коробка из под молока 5 лет, алюминиевая банка 200-500 лет)

Изучение темы "Основы генетики" также дает возможность для широкого проведения антиалкогольной пропаганды. Рассказывая о влиянии алкоголя на процесс созревания половых клеток, обращаю внимание на возможность неправильного расхождения хромосом в мейозе. Современные биохимические исследования показали, что алкоголь хорошо растворяется в жирах.

Демонстрационный опыт, растворения растительного масла в спирте, является доказательством сказанного. А так как оболочка половых клеток и многочисленных внутриклеточных образований примерно на половину состоит из соединений жира, то алкоголь легко проникает внутрь клетки. И не просто проникает, а вызывает изменения клеточных структур. Если посмотреть на половую клетку под микроскопом, то можно увидеть, как под влиянием алкоголя разрыхляется ее оболочка и яд устремляется к ядру, в котором находятся хромосомы. Кроме того, алкоголь разрывает связи между макромолекулами, что приводит к их деформации. В результате нарушаются процессы обмена веществ и синтеза новых белковых молекул, необходимых для образования гамет. Как уже было ранее сказано, этанол, нарушая правильное расхождение хромосом в мейозе, приводит к формированию неполноценных в генетическом отношении гамет. В организме мужчины или женщины, употребляющих спиртные напитки, могут формироваться половые клетки с измененным (увеличенным или уменьшенным) числом хромосом. При оплодотворении образуется зигота с нарушенным числом хромосом. Ребенок, развившийся из такой зиготы, будет иметь патологический набор хромосом. Синдром Дауна, Шершевского-Тернера, Клайнфельтера - вот наиболее часто встречающиеся заболевания, связанные с нарушением числа хромосом.

Также во всей своей деятельности применяю технологию дискуссионной деятельности, как элемент интерактивного обучения.

Для активизации учебного процесса с учётом индивидуальных способностей детей практикую подготовку докладов, рефератов, сообщений по наиболее актуальным проблемам. Составление учащимися кроссвордов, презентаций.

Таким образом, считаю, что, меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих учеников.

Категория: Биология
23.03.2015 15:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП