СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ - НОВАЯ СТУПЕНЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Teachers open the door but you must enter by yourself»

Chinese proverb

Основной стратегией обучения иностранным языкам в современной школе является личностно-ориентированный подход, который ставит в центр учебно-воспитательного процесса личность школьника, учет его способностей, возможностей, склонностей и потребностей. Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Основной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения. Согласно новым образовательным стандартам, методика преподавания иностранного языка тоже претерпела соответствующие изменения с учетом требований воспитания и развития компетентной, творческой и всестороннее развитой личности.

Обучение иностранному языку на современном уроке нацелено на комплексную реализацию личностно-ориентированного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению иностранному языку.

Появляются новые методические принципы урока:

  1. Субъективизация (ученик является активным участником образовательного процесса).
  2. Метапредметность (на уроке иностранного языка учащиеся используют знания, полученные на других уроках).
  3. Деятельностный подход (процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом).
  4. Коммуникативность (коммуникативность – язык – речь неразрывные понятия).
  5. Рефлексивность (учащиеся сами анализируют свою деятельность в ходе урока).
  6. Импровизированность (учитель должен уметь изменить задание, поменять что-то по ходу урока, что бы достичь поставленных целей, если учащиеся не справляются).

Изменилась также и структура урока, а, следовательно, и роль учителя и позиция ученика. В структуре современного урока появился такой этап как самоопределение деятельности. Учитель, называя тему урока, дает возможность ученикам самостоятельно определить цели урока и ту деятельность, которая поможет им в достижении этих целей. Объяснение нового материала в структуре современного урока заменяет создание проблемной ситуации. Теперь учитель не выдают новую информацию как прежде. На современном уроке он должен преподнести новый материал в форме проблемного задания, выполняя которое дети сами приходят к познанию нового. Подводя итог в традиционном уроке, учитель оценивал деятельность учащихся на уроке, повторял основные этапы урока. В современном уроке эту функцию выполняют ученики.

Таким образом, можно сказать, что ученик из пассивного превращается в активного участника образовательного процесса. Он участвует в постановке целей и задач каждого урока, участвует в открытии знаний, в оценивании своей деятельности, а также деятельности одноклассников. Учитель же выполняет роль наставника, создает все необходимые условия для появления у обучающихся мотива к личностному росту.

Современные нововведения изменяют требования, предъявляемы к учителю, ведущему урок. Учитель:

- не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам;

-не повторяет то, что уже сказали ученики;

-предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задания, если дети не смогли его выполнить с первого раза;

-подбирает комплексные задания;

Современный урок характеризуется:

-доброжелательной атмосферой, которая способствует полноценной работе на уроке и более продуктивной совместной деятельности ученика и учителя;

-разумным соотношением говорения учителя в пользу ученика;

-интеграцией всех видов речевой деятельности;

-материалом, который учитель готовит к уроку. Он должен полностью отвечать поставленным целям и задачам урока.

-техническим обеспечением. Сегодняшний урок ин. языка не мыслим без аудио-, видео-, мультимедиа - проигрывателей.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательным и методическим наполнением, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, необходимо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Но как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только обогащал учащихся знаниями и умениями, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность и формировало их творческое сознание?

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок. Моделируя урок, современному учителю следует придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока.

Рождение любого урока нужно начинать с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов.

  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

Современный урок сегодня также невозможно построить без использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. При использовании современных технологий у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, например, можно предложить ребятам использовать карточки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ той или иной карточки сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. Учащиеся размещают выбранные карточки на доске при помощи магнитов, и, таким образом, строят так называемую пирамиду успеха, которая наглядно демонстрирует уровень личных достижений. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.

Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Этот этап на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке.

В качестве современных педагогических технологий, обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС, выступают:

– технология развития критического мышления учащихся,

– технология проектного обучения,

– технология проблемного обучения,

– технология формирования универсальных учебных действий,

– технология оценки достижения планируемых образовательных результатов.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Подводя итог выше изложенного, можно сказать, что новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Категория: Всем учителям
07.10.2016 23:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП