СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одной из главных идей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку является формирование у обучающихся умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, ориентируясь на партнёра общения; владеть определенными вербальными и невербальными средствами общения. Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Проблемой формирования коммуникативных УУД занимаются многие ученые и методисты. В данное время активно рассматривается этот вопрос А. Г. Асмоловым и его научной школой. Практика показывает, что уровень развития коммуникативной компетенции у младших школьников различен, у многих детей он далек от идеала.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных УУД младших школьников в учебном процессе считают включение речевых упражнений. Именно применение дифференцированных речевых упражнений делает учебный процесс активным. На важность использования речевых упражнений указывают Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.
Рассмоттрим понятия «универсальные учебные действия» и «коммуникативные универсальные учебные действия».
Существует несколько понятий, которые трактуют разные методисты Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др. За основу возьмём определение в понимании А. Г. Асмолова: «Универсальные учебные действия (далее УУД) − это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта »
Кроме того ФГОС НОО даёт нам такое определение: «Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».
В ходе работы мы выясняем особенности формирования коммуникативных УУД в начальном школьном возрасте и определили, что младший школьный возраст является самым приемлемый для формирования коммуникативных УУД (обычно это с 6−7 до 10−11 лет). Именно младший школьный возраст − это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения ситуаций.
При формировании коммуникативных УУД необходимо учитывать три группы коммуникативных УУД: коммуникация как кооперация, взаимодействие и интериоризация с помощью специальных приёмов и методов. Эффективнее использовать в работе, по нашему мнению, речевые упражнения. С помощью использования различных видов речевых упражнений развивается речевая деятельность обучающихся.
Далее рассмотрим сущность речевых упражнений, их виды, особенности их использования их на уроках русского языка.
Возьмём определения М. Р. Львова и Л.П. Федоренко, которые считают: «Упражнение − это виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения знаний в различных связях и условиях», а « речевые упражнения – это упражнения и задания, которые стимулируют устную коммуникацию».
Существует в методике преподавания русского языка разные виды речевых упражнений, за основу в своей работе мы взяли классификацию Т. А. Ладыженской.
Использование различных видов упражнений помогает не просто формировать коммуникативные УУД, но и успешно подготовится к окончанию основной школы и экзамену, т.к. сегодня требуется от выпускников уметь читать научно-публицистические фрагменты, пересказывать с привлечением дополнительной информации, уметь вести монолог и диалог, а также записывать свои мысли в форме сочинения и изложения.
При работе с речевыми упражнениями по формированию коммуникативным универсальным учебным действиям у младших школьников выяснили, что можно использовать различные методы, формы и приёмы работы, они соотносятся с общими методами обучения русскому языку.
© 2021, Курочкина Елена Денисовна 705