© 2020, Засухина Анастасия Алексеевна 370
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я думаю, что все учителя буду согласны с мыслью Конфуция. Безусловно, смотреть на «ровно» идущего человека по жизни – замечательная картина. Особенно если этот человек – Ваш воспитанник. Сегодня мы обсудим с вами одно из важных качеств «ровно идущего человека» - его заинтересованность в мире, его познавательный интерес.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности, обращенная к овладению знаниями о предметах и явлениях окружающей среды, характеризующаяся постоянным стремлением к познанию.
Познание же проходит поэтапно: сначала появляется чувственное познание, приводящее к многообразию представлений о предметах, образах, событиях. Далее абстрактное познание, в котором происходит овладение системой понятий, а познавательная деятельность ученика в свою очередь становится односторонней. Конкретное познание выступает противоречием абстрактному, благодаря которому создаются различные тенденции в умственном развитии. Высшим этапом познания является формирование обобщенного представления об окружающем мире, которое основывается на высокоразвитом абстрактном мышлении.
В процессе познавательного интереса ребенок старается овладеть содержанием учебных предметов, умениями и навыками, которые могут поспособствовать в получении образования, его мышление, воображение, память и внимание приобретают активность и направленность на желаемое. Познавательный интерес укрепляется благодаря повышению активности ребенка в процессе обучения. Важнейшими отличительными чертами познавательного процесса, по мнению его исследователей, являются подвижность, динамичность, его неразрывная связь как с мышлением, так и с эмоциями, устойчивость и действенность. Обозначенные выше признаки имеют различные степени проявления у субъекта интереса.
Это значит, что интерес является одним из важных компонентов познавательной активности ребенка и мотивом учения школьника. Он имеет огромную побудительную силу, которая заставляет человека стремиться к познанию для удовлетворения желания узнать что-то новое. Следовательно, познавательный интерес имеет важное значение в формировании личности обучающегося:
Познавательный интерес является одним из самых значимых факторов учебного процесса, так как благодаря ему можно создать положительный эмоциональный фон на уроке, светлую радостную атмосферу, опираясь на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При его формировании учение в школе перестает быть непосильной трудной ношей, куда дети ходят не потому, что хотят, а потому что надо. При заинтересованности в этом процессе, труд учебной деятельности станет легче, а протекание его будет продуктивнее. Как говорил Лев Николаевич Толстой: «Ученик учится хорошо, охотно, с желанием только тогда, когда ему интересно». То есть цель заключается в том, чтобы ребенок учился, потому что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от получения новых знаний.
Учитывая современные ценности и требования, влияющие на развитие личности, интерес считается как основополагающее составляющее учебного процесса, а также формирующее большие возможности для обучения. Интерес помогает сформировать личность школьника.
Также стоит помнить о том, что деятельность учителя и ученика взаимосвязана. Поэтому, познавательный интерес, формируемый у школьника опирается на те принципы активизации познавательной деятельности, которые использует учитель:
Для того, чтобы ученик в будущем стал успешным, необходимо развить в нем самостоятельность, инициативность, требовательность к самому себе, творческих подход к каждому делу. Чтобы развить все эти качества, педагогу необходимо искать пути развития познавательного интереса школьника, понимать, каким образом развить выше перечисленные способности.
Познавательный интерес очень сильно влияет на мотивацию учиться и является большой побудительной силой, которая удерживает внимание школьников на том, что им хочется узнать. Отсюда появляются такие качества как старание, ответственность, прилежание, которые, в конечном счете, вытекают в положительное дисциплинарное воздействие. Следовательно, на учителя это налагает особую ответственность, так как в современном мире к списку важнейших задач педагога добавились: выявление и развитие лучших качеств ученика, обучение способам интересной учебной деятельности.
Вспомним один из советских плакатов, на котором написано: «Учитель – друг и наставник наших детей». Буквально лет 20 – 30 назад педагог вызывал уважение и восхищение у школьников. Мнение и слова учителя были законом не только для детей, но и для их родителей. Сейчас отношение к преподавателю изменилось в корне. В большинстве своем учитель стал вызывать чувство недоверия, страха. По какой же причине это произошло? Дело в том, что общество потерпело некоторые изменения. Учитель перестал быть «центром вселенной», слова которого слушал и выполнял каждый родитель и ученик. Вместо этого появились взаимоотношения, взаимопомощь, равное взаимодействие педагога и родителей в воспитании и образовании ребенка. Преподаватель, прежде всего, становится организатором, наставником, сопровождающим и направляющим ученика. Обязательным условием успеха становится знание индивидуальных особенностей каждого ребенка, определение его сильных и слабых сторон, интересов и склонностей. Отсюда можно выделить основные качества личности современного педагога:
Благодаря этим качествам учитель должен находить индивидуальный подход не только к каждому ребенку, но и к каждому родителю, ведь именно с ними он вступает в альянс ради развития личности школьника как в учебной деятельности, так и в обычной жизни.
Педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника школы, а это как раз самостоятельная активная личность.
Методы и приёмы, которые стоит использовать для повышения уровня познавательной активности учащихся:
1. Анкетирование, наблюдение.
Для того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся. Для этого в начале работы проводится анкетирование детей. Анкета “Почему я учусь?” (методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения.
Вопросы анкеты на выявление мотивации учения составлены так, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных.
Вопросы на выявление внутренних мотивов: 3, 4, 8
Вопросы на выявление внешних положительных мотивов: 1, 5, 9
Вопросы на выявление внешних отрицательных мотивов: 2, 6, 7
Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов надо использовать метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно; какие виды учебной работы наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе; значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, но не относящимися к сути дела материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата.
2. Самостоятельная работа.
Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа. Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных перед ними познавательных задач. Это стимулирую такой подачей учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений.
3. Исследовательская и проектная деятельность.
Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей образования.
В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований со школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста.
Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся:
4. Игровая деятельность.
Все дети любят играть. Взрослые дети также не исключение. Игра для школьников любого возраста - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.
5. Интеграция.
Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
© 2020, Засухина Анастасия Алексеевна 370