СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование речевой культуры учащихся с ОВЗ как необходимое условие повышения качества образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические аспекты проблемы обучения связной речи детей с ОВЗ и принципы организации коррекционной работы.

Основными видами работ по обучению собственной связной речи должно явиться рассказывание с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию, рассказывание по памяти, рассказывание на основе жизненного опыта или на заданную тему. Важным методическим приёмом, развивающим речевую активность, является умение оценивать рассказы других учеников как по содержанию, так и по форме.

Предлагаемые направления представлены в существующей программе по русскому языку. В ней определены требования к речи в каждом классе. В соответствии с этим работа по развитию связной монологической речи планируется в двух направлениях: развитие понимания содержательной стороны высказывания и формирование умения составлять различные варианты рассказов.

Система упражнений, имеющих коррекционную направленность, должна опираться на ряд принципиальных положений.

  1. Задача курса грамматики состоит не только в овладении грамматическими знаниями, навыками и умениями, но и – прежде всего – в обеспечении практического владения словесной речью.
  2. Задачи коррекции и развития умений и навыков грамматически правильной речи у учащихся должны решаться на практической основе.

3. Формирование, уточнение, упорядочение речевых навыков и умений происходит в определённой последовательности – от первоначального выделения, различения и понимания речевого материала к его использованию в различных контекстах с разными коммуникативными задачами.

4. Работа с дидактическим материалом должна быть направлена на реализацию и поощрение самостоятельности в выполнении заданий. Вместе с тем учебники по русскому языку для V – VII классов общеобразовательной школы не предусматривают заданий, направленных на уточнение, коррекцию, формирование речевых навыков и умений, на адекватное употребление морфологических категорий и их форм в системе языка.

В работе с учащимися должна соблюдаться следующая последовательность заданий по каждой теме:

  1. в начале темы задания носят аналитический характер; их выполнение связывается с выделением, распознаванием тех или иных категорий речи в тексте, с группировкой этих слов по общим семантическим признакам, с возможным словообразовательным анализом, с обобщением отдельных групп по общему значению, с составлением словосочетаний по образцам, схемам, таблицам, облегчающим использование требуемых словоформ. Это языковые упражнения аналитико-синтетического характера.
  2. Затем следуют речевые упражнения, связанные с выделением содержательных и стилистических особенностей использования изучаемых частей речи в предложениях и текстах, а также коммуникативные упражнения, представленные в заданиях с диалогами (работа парами). Эти направления работы являются очень важными для формирования способности точно и правильно выражать свои мысли.
  • уточнение и практическое использование словоформ
  • формирование, уточнение и расширение лексического запаса,
  • работа с многозначными словами, в том числе со словами, имеющими отвлечённое и переносное значение;
  • совершенствование вариантных возможностей речи учащихся (синонимы, антонимы, определения),
  • совершенствование семантико-синтаксической вариативности (синтаксическая синонимия)
  • умение раскрывать логическую схему содержания того или иного текста или высказывания (тема и основной замысел высказывания, сбор и систематизация материала, совершенствование написанного). Развитие этих навыков и умений осуществляется на основе использования в письменной речи различных видов изложений (сжатое, подробное, выборочное) и сочинений (повествовательного характера, сочинение-описание, сочинение-рассуждение и др.), в устной речи – пересказов, творческих рассказов, устных характеристик и др.
Категория: Русский язык
12.07.2023 09:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП