СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Педагогическая наука в России открывает новые горизонты для развития системы образования и педагогической практики. Важнейшим направлением в педагогике является естественнонаучное образование, имеющее большие возможности для улучшения отношения школьников к учению, развития творческих и познавательных интересов, формирования научного мировоззрения и современной картины мира.
Для учащихся естественнонаучное образование есть способ решения важных для них проблем образования, выбора и расширения круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров профессионального самоопределения. В естественнонаучном образовании акцентуируется внимание на общечеловеческих ценностях, роль которых непреходяща в формировании научной картины мира, в понимании школьниками взаимосвязи между человеком, природой и обществом, и которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности.
В соответствии с современными образовательными целями и задачами формирование естественнонаучных знаний на уроках информатики должно осуществляться путем организации продуктивной, в том числе творческой деятельности. Творческая деятельность предполагает свободное применение знаний в новых, нестандартных условиях.
Диапазон использования компьютера в формировании естественнонаучных знаний очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.
Принцип наглядности – один из основных принципов естественнонаучного и информационного образования. Наглядность основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Однако научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.
Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Компьютер позволяет существенно повысить уровень формирования естественнонаучных знаний, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д.
Огромное значение при формировании естественнонаучных знаний учащихся имеет использование межпредметных связей между естественнонаучными дисциплинами и компьютерным образованием.
Технологии гипермедиа, мультимедиа, виртуальной реальности представляют широкие возможности многообразного и динамического представления информации по естественнонаучным дисциплинам.
В естественнонаучном образовании учащихся на уроках информатики гимназии №35 г.Екатеринбурга мы используем такие формы работы, как создание плакатов в графическом редакторе «Paint», создание учебных моделей, тестов, разработка проектов в среде ЛогоМиры, написание сочинения-миниатюры, писем и обращений в текстовом редакторе «WordPad» и др.
Рассмотрим более подробно каждую из этих форм:
Создание плакатов. Учащиеся рисуют плакаты, посвященные вопросам охраны природы и состоянию окружающей природной среды в нашем городе или районе, пытаются художественно представить наиболее острые экологические проблемы нашего региона, изображают на плакатах продукты, использование которых причиняет ущерб окружающей природной среде.
Составление кроссвордов. Задача учащихся состоит в том, чтобы составить кроссворд на заданную тему, используя ключевое слово и нарисовать его в графическом редакторе «Paint». Работа над составлением кроссворда расширяет кругозор, приучает к краткому и точному изложению. При оценке учитывается точность формулировок, раскрывающих заданное слово, правильность и аккуратность оформления, соблюдение всех требований к составлению кроссворда.
Написание писем и обращений. Данный вид деятельности, опирающийся на письменную речь и логическое речевое мышление, открывает богатые возможности для формирования у школьников экологической ответственности и активной жизненной позиции в области охраны природной среды. В плане реализации данного вида деятельности школьникам могут быть предложены следующие задания:
1.Напишите письма редактору вашей местной газеты, руководителям местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий о состоянии окружающей природной среды в вашей местности, о том, какое влияние оказывает или может оказать деятельность их предприятий на природную среду. Потребуйте от производственных, а также от частных коммерческих фирм и компаний уделять больше внимания заботе о состоянии окружающей природной среды.
2.Напишите редактору вашей местной газеты письмо, объясняющее, как именно и каким образом сокращение (уменьшение) объемов бытового мусора могло бы положительно сказаться на экологическом состоянии Мирового океана, способствовало бы уменьшению его загрязнения и охране.
Написание сочинений – миниатюр. Примерные темы: «Трудолюбивые пчелы», «Летнее утро», «Как мы ловили рыбу», «Ночь у костра», «Печеная картошка», «Как мы собирали грибы», «Ласточки прощаются с летом», «Осень», «Унылая пора.», «Птицы улетают в теплые края», «Осеннее убранство леса» и т.д.
Создание тестов. В среде ЛогоМиры учащимся предлагается создать тест «Как укрепить и сохранить здоровье?». Вопросы и предположительные ответы ученики составляют сами.
Создание игр. Один из способов формирования у школьников естественнонаучных знаний на уроках информатики – использование игровых методов обучения. Игры подводят учеников к осознанию своего места и своей роли в окружающем мире, ставят ребенка в положение исследователя, «открывателя» существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию естественнонаучных проблем и необходимости их решения.
Игра как метод естественнонаучного образования и воспитания школьников применима во всех возрастных категориях и группах учащихся. Однако именно в начальный период школьного обучения игра является просто незаменимым «орудием» формирования у младших школьников отзывчивого и гуманного отношения к природе. Примеры игр:
Игра «Узнай меня!» заключается в следующем: учащийся выбирает себе роль какого-либо животного и рассказывает о «себе» при помощи рисунка: как он родился (яйцо, икринка, детеныш), куда попал после рождения (вода, нора), какие были с ним изменения и метаморфозы (например, у бабочек).
Игра «Чудо - зверь». Необходимо нарисовать невиданное животное, дать ему имя и рассказать о его возможностях.
Игра «Чей это дом?». Ученики рисуют места обитания различных животных: лес, поле, пруд и т.д. Детям предлагается отгадать, кто живёт в каждом из изображенных мест. Затем можно обсудить, что будет недоставать каждому из названных животных, если их заставить жить в городской квартире.
Игра «Письмо». Ученик в текстовом редакторе пишет письмо от имени своей собаки другой какой-либо собаке. В письме он рассказывает о своей жизни: он жалуется на свою жизнь или же хвалит её.
Экологические проекты. Экологические проекты предоставляют самые благоприятные возможности для вовлечения школьников в процесс исследования реальных экологических проблем, активизации творческих способностей детей, формирования у них бережного и ответственного отношения к природной среде. Примеры тем: «Это опасно!», «День без электричества», «Живое и неживое», «Будьте здоровы!» и др.
Разнообразие видов специфической деятельности учащихся есть необходимое условие эффективного формирования у учащихся ответственного отношения к природе. Вышеприведенные виды деятельности могут быть использованы для расширения и обогащения опыта школьников взаимодействия с природной средой и, следовательно, для более эффективного формирования у них естественнонаучных знаний.
Применение компьютерной техники делает урок творческим и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
Использование различных графических и текстовых редакторов на уроке информатики позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел.
© 2017, Артемьева Валентина Валентиновна 1145