СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование коммуникативных способностей учащихся в условиях современного общества является, пожалуй, если не самой важной, то одной из самых важных компетенций, которые должен усвоить в ходе обучения и воспитания в школе ученик. Не без оснований в перечне компетенций, необходимых для ученика как для члена современного общества, в стандартах второго поколения коммуникативная компетенция стоит на первом месте.
Дело в том, что современный человек без умения общаться не сможет выжить. Сейчас мы часто сталкивается с таким явлением: современные школьники, не вылезающие из различных «чатов», что называется, зависающие в «аське», свободно гуляющие по Интернету, не могут общаться в реальном времени и в реальной обстановке. Электронное общение не требует соблюдения правил русского языка и, таким образом, снижает моральную ответственность современного ребенка за то или иное «сказанное» слово. А вот общение с соблюдением законов литературного языка для современных школьников стало большой проблемой. А если усложнить задачу? То есть общение должно быть не просто в рамках русского литературного языка, но еще и в рамках того или иного стиля речи, того или иного типа речи, на ту или иную тему. Здесь современный школьник, легко вращающийся в потоке «электронного» общения, впадает в состояние, очень похожее на панику. Пару лет назад в школе проводили тестирование учеников 7 – 11 классов «Приятно ли со мной общаться». Результаты этого тестирования вызвали очень серьезные опасения. Критериям «С вами очень приятно общаться» и «Вы умеете быть любезными, обаятельными и приятными в общении, но иногда допускаете срывы. Надолго Вас не хватает» никто не соответствует! Критерию «Умение общаться с разными людьми, не теряя собственного достоинства, Вы еще продемонстрировать сможете, а вот общаться так, чтобы сохранять и достоинство собеседника, - здесь Ваши успехи значительно скромнее» соответствует только 19 % опрошенных. И 81 % опрошенных соответствуют критерию «Откровенно плохой результат, даже зацепиться, чтобы похвалить, не за что. Единственное, что можно сказать: в деле овладения искусством общения у Вас все впереди. Будьте внимательны к людям, это самое главное и трудное. Остальное придет в процессе общения».
Как же быть в такой ситуации современному учителю? Наверное, надо пересматривать свою методику работы. Забыть то, чему нас учили в педагогических вузах, потому что нас учили работать только с подготовленными для овладения знаниями по различным школьным предметам учениками. Реальность такова, что нам нужно работать с учеником абсолютно «с чистого листа», что называется, нам надо научить современного школьника говорить, читать и писать на родном для него языке. И рассчитывать на то, что ученик должен знать и уметь общаться нельзя. Может это звучит нелепо, но современный ученик – это инопланетянин для нас, а мы - для него.
Итак, с чего же нам следует начать? Давайте рассмотрим, из чего состоит формирование любой компетенции:
Первый этап не представляет для нас, учителей русского языка и литературы, ничего нового. Мы должны предоставить ученику информацию о типах и стилях речи, об особенностях каждого типа речи и каждого стиля речи. Но быть просто «оракулом», изрекающим истину, современному учителю не совсем к лицу. Информация, получаемая учеником от учителя, должна быть дозированной, полную информацию современный ученик может получить и сам. Проблема только в том, что современный ученик не хочет получать информацию, которая его не развлекает. Как быть?
Второй этап формирования компетенции – личностный. Из-за современной социальной ситуации наш школьник не может оценить степень важности нового знания лично для себя ни на момент усвоения этого знания, ни для дальнейшей его профессиональной успешности. С профессиональным самоопределением у нынешних школьников большие проблемы. А оценивать степень важности новых знаний он должен с первого класса. И снова вопрос: как быть?
Третий этап формирования компетенции – метапредметный. Еще сложнее. Современные учебные программы так не согласованы между собой, что учитель литературы не может опираться на знания ученика по истории, а учитель истории не может опираться на знания ученика по литературе. У современного школьника не просто годы, а целые века в голове перемешаны в хаотичном порядке. Объяснить им историческую основу «Капитанской дочки» просто не представляется возможным, точно так же, как историку для облегчения восприятия исторических фактов не удастся обратиться к «Капитанской дочке». В результате получается, что мы рассказываем о каких-то непонятных и очень «стародавних» временах, с которыми у современного школьника ничего не ассоциируется. Откуда же взяться осознанной готовности применять новые знания как в рамках одного школьного предмета, так и другого?
Ну, и четвертый этап – комплексный, результативный. Из-за трех очень больших подводных камней предыдущих этапов позитивный опыт у школьника сформироваться не может, адекватно оценить себя он не сможет, а стремиться к новым знаниям и тем более.
И что же нам, учителям, делать со всем этим?
Прежде всего, не паниковать и вспомнить мудрую русскую пословицу «Вода камень точит». Давайте не будем бояться часто неадекватных комментариев наших учеников. Давайте представим себя на их месте. Как говорится, не дай Бог жить в эпоху перемен. За последние годы у нас, у взрослых образованных людей, выработалось постоянное ощущение неустойчивости, мы постоянно находимся в стрессовом состоянии. А как же быть школьнику? Поэтому, давайте, прежде чем начать формировать коммуникативную компетенцию школьника, сами станем компетентными в общении людьми. Научимся уважать самые нелепые высказывания наших учеников. Найдем с ними общий язык, чтобы они нам доверяли. Тогда, может быть, они прислушаются к нашему мнению и смогут понять, что то, о чем мы им говорим на уроках, для них действительно важно. И только тогда при взаимном уважении друг к другу мы сможем сформировать у наших школьников эту важнейшую компетенцию – умение общаться на заданную тему в любой социальной среде и с людьми любого образовательного уровня.
Приложение
В МОУ Индустринской ООШ работа по воспитанию коммуникативных способностей подростков ведется как в урочное, так и во внеурочное время. На уроках учеников учат вести диалог на заданную тему, вступать в беседу, поддерживать беседу, задавать вопросы, отвечать на вопросы; обучают различным типам и стилям речи; учат описывать что-то, рассказывать о чем-либо, рассуждать на заданную тему, выступать с монологической речью. На различных предметах обучают поиску информации из различных источников.
В рамках учебной и воспитательной работы для формирования коммуникативных способностей учащихся используются следующие виды деятельности подростков:
© 2015, Пиманова Юлия Фёдоровна 727