СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей посредством дидактической игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности. Впервые центральное место начинает занимать общественно-значимая учебная деятельность, которая, как ведущий вид деятельности, перестраивает весь ход повседневной жизни ребенка.

Несмотря на значительные достижения в разработке вопросов формирования учебной деятельности у дошкольников (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Н.Н. Поддьяков, У.А. Ульенкова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.), широкая практика дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о превалировании средне-низкого уровня развития у детей компонентов учебной деятельности. Следовательно, проблему формирования основ учебной деятельности следует рассматривать с позиции генезиса отдельных ее компонентов и выявления эффективных условий и средств их формирования.

Необходимо отметить, что понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, - это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой и др. понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении.

Учебная деятельность - сложное по своей структуре образование. Она включает следующие компоненты: учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и составляющие их учебные действия и операции, контроль и оценку. Возможность принятия ребенком учебной задачи является важнейшим критерием готовности к школьному обучению и сформированных предпосылок учебной деятельности в дошкольном. Целенаправленное формирование основ учебной деятельности у дошкольников возможно в процессе обучения на специально организованных занятиях, общении со взрослыми и сверстниками, организации продуктивной деятельности, а также таких форм занятий с детьми, где находят широкое применение все основные виды детской игры – режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами (Т.Н. Доронова, Т.И. Ерофеева, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.).

Сравнивая возможности разных видов игр в формировании учебной деятельности у дошкольников, можно отметить, что решающее значение имеют игры с правилами. Существенное влияние на формирование учебной деятельности оказывают дидактические игры. Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, самостоятельно находят решение, преодолевая при этом определенные трудности.

В связи с этим мы предположили, что эффективным средством формирования основ учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра, поскольку она развивает умение подчиниться правилам и требованиям взрослого, которое выступает центральным новообразованием, порождающим все компоненты учебной деятельности. Проверке этой гипотезы была посвящена опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов.

На первом этапе был организован и осуществлен констатирующий эксперимент, который позволил определить актуальный уровень сформированности компонентов учебной деятельности: ориентировочно-мотивационного, операционного, регуляционного компонентов учебной деятельности.

Мы использовали методики «Лабиринт» (Л.А. Венгер), «Сапожки» (Н.И. Гуткина), «Рисование домика лесника» (У. Ульенкова), включенное наблюдение, беседы и др. В результате было выявлено, что 40% детей имеет высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности. Дети встречали предложенные им задания с выраженным интересом, который сохранялся у них на протяжении всего занятия. Искренне стремились к правильному выполнению задания, испытывали удовольствие от хорошо и правильно выполненной работы, обнаруживали желание ее продолжить. Дети с первого раза принимали задачу и сохраняли ее длительное время. Сознательно подчиняли свои действия правилам и требованиям взрослого.

33,3% детей имели средний уровень сформированности компонентов учебной деятельности. Детей данной группы заинтересовывала задача, они выражали положительное отношение к процессу деятельности, но к продолжению деятельности по своей инициативе за пределами времени, отведенного на задание, они не стремились. Общую цель и содержание задания дети в целом понимали правильно и после дополнительного объяснения принимали задачу. В основном они адекватно планировали деятельность. По ходу деятельности допускали неточности и даже ошибки. Отбор учебных действий дети обосновывали вербально, хотя и недостаточно самостоятельно. Они полностью принимали задание, сохраняя его до конца занятия.

26,7% детей имели низкий уровень сформированности компонентов учебной деятельности. У детей наблюдалась заинтересованность общей ситуацией, в которой им предлагалось задание, но не его содержанием. Для детей характерна незавершенная ориентировка даже на один признак при решении познавательной задачи. Они членили ее на этапы, но к концу работы теряли ориентир. В процессе выполнения задания дети не могли вычленить общие способы действий. Дети постоянно отвлекались, принимая лишь часть инструкции, дети допускали много ошибок. Они не могли самостоятельно подчиняясь правилам спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Дети не замечали и не исправляли допущенные ошибки, давали неадекватную, чаще всего положительную оценку результату своего труда.

Таким образом, полученные данные подтвердили необходимость проведения с детьми, имевшими средний и низкий уровень сформированности компонентов учебной деятельности, дополнительной работы с целью формирования у них умения сознательно подчиняться требованиям и правилам взрослых, выделять общий способ действия, самостоятельно выполнять задание.

На втором этапе в ходе формирующего эксперимента апробировался комплекс дидактических игр, способствующих эффективному формированию у детей старшего дошкольного возраста умения сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умения ориентироваться на заданную систему требований; умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемое в устной форме; умения самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу. Мы использовали только словесные дидактические игры с целью сосредоточения внимания детей на правилах и выработке умения осознанно принимать учебную задачу. Организуя дидактические игры, мы стремились сформировать у детей умение сознательно подчинять свои действия правилам. Комплексное использование дидактических игр создавало условие для формирования всех компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Основным назначением третьего этапа опытно-экспериментальной работы являлось проведение сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Полученные в ходе исследования результаты позволили отметить повышение уровня сформированности компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Доля детей с высоким уровнем сформированности компонентов учебной деятельности увеличилась с 40% до 53,3%. Показатели среднего уровня изменились с 40% до 33,3%. Сократилось число детей с низким уровнем – от 26,7% до 6,7%.

Проверка гипотезы исследования с помощью статистического критерия «хи-квадрат» подтвердила, что положительная динамика развития компонентов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста явилась следствием реализации комплекса дидактических игр.

23.01.2017 16:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП