СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД учащихся на уроках математики и информатики

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». Для решения этой непростой задачи, поставленной Правительством Российской Федерации в «Концепции модернизации образования на период до 2020 года», общеобразовательная школа должна формировать у учащихся систему универсальных знаний и умений, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть создать условия для развития личности.

Концепция развивающегося обучения предполагает схему «ученик – педагогическая среда – учитель», которая на выходе должна дать личность, обладающую рядом компетенций. Решению обозначенной проблемы может эффективно помочь применение на предметных уроках технологий мультимедиа и Интернета.

Тема моего инновационного педагогического опыта (ИПО): «Формирование УУД на уроках математики и информатики»

Актуальность и перспективность опыта обусловлены социальным заказом общества: требуется социально-активная, мобильная личность выпускника школы, способная использовать IT-технологии в современной жизни. И это требование невозможно выполнить только в жестких условиях классно-урочной системы обучения. Сегодня много говорят о том, что к современному образованию нужны другие подходы. Меняются образовательные стандарты, разрабатываются новые учебные программы. И действительно, мы живем в мире информационных технологий, и сама жизнь требует кардинальных перемен. Нельзя учить наших детей так, как учили когда-то нас. У них совершенно другие интересы, другое представление о жизни. И образовательные программы должны идти в ногу не только с требованиями современного общества, но и с интересами детей. Обычный учебник, школьная доска и учитель, который объясняет все на пальцах, сегодня ребенку не интересны.

Практическая значимость состоит в том, чтобы молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать личные и коллективные проблемы. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Сегодня меняется не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе. В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Применение этих технологий объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика,

- использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;

- использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.

Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК-технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Своеобразие и новизна данного опыта заключается в формировании универсальных учебных действий, в основе которых лежит деятельностный подход, и в формировании способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.

В данном опыте показано, как, формируя УУД на уроках, через различные формы учебного процесса, можно добиться повышения качества образования.

Новизна выражается и в том, что в процессе обучения у школьников формируется устойчивый интерес к изучению предмета через использование активных форм и методов обучения, исследовательскую деятельность учащихся на уроке и внеурочной деятельности, внедрение технологии критического мышления, интенсифицируется традиционный процесс обучения.

В концепции моего опыта заложены следующие основные принципы: принцип активности и сознательности в обучении, индивидуализации в изучении, посильности и доступности учебного материала и методики его предъявления.

Теоретической базой считаю работы учёных, методистов и учителей, таких как Т.П. Луниной, Л.Н. Горбуновой, Л.Л. Босовой и др.

Ведущая педагогическая идея. Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться развиться, воспитаться. Роль же учителя - мотивировать ученика, помочь ему совершенствовать свои знания. Моя задача как учителя не просто пройти программу, а научить детей мыслить, понимать изучаемый материал, уметь применять знания, полученные на уроках.

Таким образом, целью моего педагогического опыта является использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся.

Для достижения цели мне необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения.

2. Внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ключевые компетенции учащихся.

3. Ориентация образовательного процесса на развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.

4. Повышение эффективности учебного процесса и формирование универсальных учебных действий.

5. Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов, в том числе истории и обществознания. На уроках математики и информатики при изучении одних тем я уделяю большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса математики и информатики я выстраиваю так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.

Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, позволяет целенаправленно формировать логические универсальные действия, универсальные действия нравственно-этического оценивания. В рамках уроков математики и информатики формирую и основные виды коммуникативных универсальных действий, в т.ч. речевых действий в ходе дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др.

Эффективными средствами для формирования всех видов УУД на уроке являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, элементы проблемного обучения.

На современном этапе перед методикой преподавания математики и информатики стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую элементы технологий объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные технологии, учебно-игровую деятельность, дифференцированное обучение, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии.

Средства достижения этой цели:

– использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

– создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

– стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;

– оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно - неправильно»), но и по процессу его достижения;

– поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

– создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

– предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Можно заинтересовать учащихся, если связать усваиваемый материал с собственным практическим опытом. Практика доказывает необходимость полученных знаний и этим повышает мотивационный уровень обучения. Любую задачу можно ориентировать на повышение творческих способностей и повышение мотивации учащихся.

Большим подспорьем в нашей школе является проведение коллективных творческих дел, например, на параллель. Традиционными стали мероприятия в рамках недель математики и информатики, а также «Посвящение в юные информатики» учащихся 5-х классов. Совместная деятельность педагогов, сотрудничество учащихся и педагогов позволяет развивать у учеников самостоятельность и взаимодействие; воспитывать внимательность, уверенность в собственных силах; стремление довести дело до намеченного результата через решение всех задач, предложенных учителем; воспитывать информационную культуру учащихся; способствовать формированию познавательной деятельности через логические игры; развивать интерес к учебному предмету через игровые формы урока.

Работа с задачами открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения.

Любимым заданием для моих шестиклассников является работа с интерактивной доской

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Интерактивная доска помогает учителю сделать любые занятия яркими и увлекательными.

Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование интерактивной доски может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, внеклассную работу, творческую работу.

Результативность опыта

  • повышена мотивация учащихся
  • у учащихся сформированы коммуникативные компетенции (ребенок понимает задание и умеет решать поставленные перед ним задачи)
  • рост самостоятельности учащихся в связи с отсутствием возможности списывания
  • практическая подготовка к экзамену в форме тестирования
  • интенсификация процесса обучения
  • ученики принимают участие в олимпиадах и становятся победителями и призерами.
  • ученики принимают участие в конкурсах и выполняют исследовательские работы.

Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам:

муниципальный уровень: победы и призовые места — нет;

республиканский уровень: победы и призовые места — нет;

российский уровень: победы и призовые места – нет;

международный уровень: победы и призовые места – 7.

07.03.2016 18:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП