СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - педагог или долгий путь к истине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детство.

Вопреки расхожему мнению о том, что профессию мы выбираем в детстве, я никогда об этом не думала. Сколько себя помню – всегда рисовала. Рисовала все: животных, природу, дома, людей и одежду для них. Особенно нравилось придумывать одежду. В 15 лет предприняла  попытку поступить в Ярославское художественное училище, но в самый разгар экзаменов затосковала и сбежала домой. Взрослая жизнь пугала. Родители только обрадовались: «Вот и хорошо, подрастёшь, поступишь в ВУЗ». К окончанию школы я пришла в полной уверенности, что ничего так не хочу, как конструировать одежду. Одновременно с этим пришло и другое понимание – никогда этого не будет. На дворе - девяностые годы, неразбериха, финансовые трудности, семья нуждается в моей помощи.

Выбор.

Трезво взглянув на жизнь, я подала документы в ближайший ВУЗ, не обращая внимания на досадную приставку «педагогический», ведь название факультета было родным и привычным – «художественно-графический». Я думала: пять лет – это так долго, найду работу, может и не творческую, но в школу не пойду. Кто туда идёт?  Только неудачники.

Школа. 

Нажившись за пять лет в общежитии, ничего я так не хотела, как вернуться домой. В родном посёлке самым завидным оказалось место учителя в школе. И снова подумала – на первое время, а там буду искать место получше.

Очень осторожно и с подозрением я вливалась в школьную жизнь. Раздражало всё: требования директора, чужие люди в учительской, дети – вредные и непонятливые на уроке и неуправляемые на перемене. Кроме того, долго не понимала смысл детского рисунка. Думала: а где здесь красота? Это же просто каракули. Бывало, не получался урок. Панически боялась присутствия на нём посторонних. Мучилась. Не хотела быть посредственностью. Не хотела быть неудачником, плохим учителем. И ещё все первые десять лет я посвящала летний отпуск поискам работы. Разумеется, подальше от школы. Наверное, плохо искала, потому что так и не нашла.

Осознание.

Где-то в те годы знакомый врач спросил, сколько лет я в школе. Называю ему цифру и ужасаюсь: так много? Он улыбнулся: «Десять лет в школе – это уже диагноз. Может не стоит искать?» Вот когда я задумалась. Почему раньше не замечала – с какой радостью бегу утром на работу? Почему не замечаю выходных и каникул? Дом и школа для меня одинаково любимы, значимы. Коллеги давно стали близкими людьми, по которым скучаешь, с которыми ждёшь встречи первого сентября. А дети? Разве они виноваты в том, что не понимают или шумят?

Десять долгих лет надо было отдать «нелюбимой» работе, чтобы осознать: это мой путь, однажды выбранный и выбранный верно.

У меня будто открылись глаза. Оказывается, детский рисунок – это прекрасно. Он наивный, неловкий, но в нём такая выразительная пластика, такая гармония цвета и свое видение жизни. Надо только научиться их читать.

Подвожу итоги.

Со временем пришло и осознание своей роли в школе. Спасибо первому директору, мудрому и требовательному. Оказывается, я могу сделать родную школу красивой, грамотно оформленной, и мои профессиональные умения художника здесь тоже востребованы.  Дети должны участвовать в оформлении школы – тогда у них никогда не возникнет желания что-то сломать или испортить.

А ещё всё время хотелось повысить престиж моего предмета в школе. Возмущаюсь отношением к нему как к лишнему. Как так?

Слышу несправедливые замечания: предмет второстепенный, надо отменить оценивание, да ещё это обезличенное название с чьей-то слишком лёгкой руки – «изо». Прежнее название «рисование» хотя бы было грамотным, а это что за кличка? Таким названием пусть и школьного предмета, считаю, оскорблены все достижения творческой половины человечества, великие художники, оставившие нам, потомкам, изумительное наследие в виде памятников архитектуры, скульптуры, живописи, изделий декоративно-прикладного искусства.

Всё время мучил меня вопрос: почему дети так любят рисовать в детском саду и в начальной школе и куда это желание уходит к четвёртому классу? А главное, почему? Слышу слова: «Не хочу рисовать. Не люблю». Почему? Ответ после минутного раздумья: «Не получается».

Замечаю: ребёнок начинает любить предмет, когда к нему приходит понимание успеха: у него получается, ему открылась красота, истина. И вот он уже хочет дальше пробовать свои силы. Главное, не дать ему разочароваться.

Не будут наши дети художниками  – не надо. А как быть с пользой рисования? Кто-нибудь задумался, какие важные качества развивает этот школьный предмет?

- память,

- внимание,

- мелкую моторику,

- творческие способности,

- мышление,

- познание мира,

- логическое мышление, которому способствует постоянный анализ пропорций и формы предметов,

- снимает  напряжённость, агрессию.

В целом происходит гармонизация личности, ребёнок начинает целостно воспринимать мир и лучше овладевает естественными и техническими науками. Не будем забывать о таких важных вещах, как самоактуализация и самореализация личности через творчество.

Психологи и социологи уверены, если в ребёнке не развить творческое начало – из него не выйдет успешный человек. А какой предмет наделён такими возможностями? Ответ знают все.

Я горжусь своей профессией. Школа – испытание для самых стойких. Если отработал годы и не сбежал – тебе в этой жизни ничего не страшно. Ещё одно поняла: учитель – это тот человек, в котором есть пресловутый стержень. Дети чувствуют это. Недаром нового учителя они проверяют, испытывают на прочность. 

Всякие были потом уроки, разные классы. Казалось, иногда – не справлюсь, не смогу. Иногда – словно крылья вырастали. И так до сих пор: чередование взлетов и падений. Всё время сомневаюсь в своих силах. Так, наверное, и должно быть в этой очень непростой профессии. Да и не профессия это, а образ жизни.

 

Категория: ИЗО
20.02.2015 23:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП