СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оглавление
Игра занимает в жизни ребёнка большое место. Она составляет главное содержание его жизни. Играя, ребёнок познаёт окружающую действительность и претворяет её в игровых образах.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребёнка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией.
С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребёнка работают лёгкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ.
Движения, которые входят в подвижные игры, просты и разнообразны – это ходьба, бег, равновесие, прыжки, подлезание и т.д. Чем старше становятся дети, тем более сложные требования предъявляются в отношении качеств движений, правильности и точности их выполнения. Дети старшего дошкольного возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры.
Группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и следовательно в равномерном их развитии.
В подвижных играх дети догоняют кого-то или сами убегают от водящего. Они не просто бегают и прыгают, а изображают каких либо зверей. В процессе игры у них тренируются и укрепляются те или иные группы мышц.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывает у детей положительные эмоции и усиливает физиологические процессы.
В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями.
Участники игры становятся в круг. Один из играющих – «охотник» - выходит на середину и приговаривает:
- гони по – за яру, гони волков пару!
Все (хором) Куда гнать?
Один. В поле.
Все. Что в поле?
Один. Сено.
Все. Кто косил?
Один. Сеня. ( Ваня, Аня и т.д. – имя ребенка, стоящего в кругу)
Все. Кто помогал?
Один. Заяц!
Тот, чье имя названо, изображает «зайца» и убегает. « Охотник» его ловит.
Несколько ребят становятся неподвижно, изображая ульи, остальные ходят вокруг них и приговаривают:
Жу –жу- жу, жу-жу-жу,
Не догнать нас никому!
И разбегаются. Ребята, изображавшие «ульи», превращаются в «пчел», бегут за теми, кто «жужжал», и каждому пойманному жужжат в уши. Пойманные становятся «ульями».
Делятся на две команды, встают одна перед другой на расстоянии нескольких метров. Переговариваются хорами.
-Калим –бамба!
-Зачем?
- Чинить рукава!
- На чьи бока?
- Пятого –десятого, юрку Иванова. ( Называется имя одного из играющих)
Одна из команд пытается вытащить названного по имени из его команды и взять к себе, другая команда его удерживает.
Вариант игры:
Названный по имени участник с разбега должен порвать цепь крепко взявшихся за руки участников другой команды. Если ему это не удается, он остается в задержавшей его команде. Игра продолжается. Ее начинает уже вторая команда.
Один из участников игры считает, касаясь игроков рукою:
- Шла кукушка мимо леса,
А за нею малы дети:
Кук,
Век,
Пятак!
Все разбегаются. Тот, кого водящий коснется на последнем слове, должен ловить. Пойманный им становится водящим и считает снова.
Играющие ходят хороводом и говорят:
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек,
Раз, два, три-
Таня, перевернися ты!
Названная по имени девочка или мальчик должны перевернуться.
Эй, дуйся, пузырь,
Надувайся, большой
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Под ритм этой приговорки дети, стоящие кругом со сцепленными руками, приплясывают и отходят слегка назад, так чтоб круг постепенно растягивается и, наконец, разрывается ( пузырь лопается). Кто- нибудь иногда падает, и это вызывает смех.
Сиди, сиди, Яша,
Под ореховым кустом,
Грызи, грызи, Яша,
Орешки каленые,
Чок, чок, пятачок,
( хлопая в такт в ладоши),
Вставай, Яша- дурачок,
Где твоя невеста,
В чем она одета,
Как ее зовут
И откуда приведут?
« Яша» сидит в середине круга с закрытыми глазами, все ходят вокруг до слов: « Чок,чок…» Тут начинают хлопать в ладоши, а « Яша» крутится на месте с закрытыми глазами, потом ищет и должен угадать, кто « невеста». Если угадал, то уступает ей свое место, а если нет – игра повторяется, и прежний « Яша» остается в кругу.
Участники образуют круг. По желанию или по жребию выбирается водящий (для начала водящим может стать сам организатор игры).Он стоит в середине круга. Чтобы найти себе удобное место среди других играющих, ему нужно « найти ключи от своего дома». Он обращается к любому из играющих:
- Тук, тук! Где ключи?
- Вон там поищи. Да получше постучи! – советует спрошенный и показывает в сторону любого из участников игры.
Водящий направляется туда и «стучит» уже более громко и настойчиво:
- Тут,тук,тук!. Где ключи?
Но в это самое время спрошенный перед тем игрок может перебежать через круг, поменявшись « домом» с любым из остальных играющих (об этом сговариваются путем подмигивания или кивком головы. Нельзя меняться с сидящим или стоящим ближе чем через два человека).
Каждому с детства знаком веселая игра « Третий лишний». Все стоят парами по кругу, а один из водящих гонится за другим, чтобы осалить, коснувшись рукой. Бегут они с внешней стороны круга. Убегающий может встать в любую из пар, и тогда в ней один из играющих становится третьим, а значит « лишним», должен убегать от водящего – преследователя.
Во многих местах родились разновидности этой игры, увлекательные для молодежи. Удалым парням во все времена нравилось играть не с пустыми руками, а со жгутом – скрученным полотенцем, шарфом, мягкой веревкой, или с ремнем, поясом. Конечно, «устрашающим» бывает обычно только замах да лицо преследователя. А убегающий изображает «ужас» тоже больше для смеха. Салят же, особенно девушек, щадящим, а то и совсем уж « ласковым» касанием жгута или ремешка. Но сама возможность « испытать, кто на что способен», придает игре захватывающую остроту.
В пары молодежь становится тоже не по детски, а под руку. Свободную руку держат на поясе. Убегающий от преследователя берет под руку любого из стоящих, но много веселья окружающим доставит юноша, с перепугу подхвативший под руку не девушку, а ее напарника.
Ставший при этом « третьим –лишним» должен убегать от преследователя. Но бывает, что тому удается осалить убегающего прежде, чем он встанет с кем- то под руку. Тогда ремешок или жгут подбрасывается вверх. Осаленный должен поймать его и гнаться за бывшим преследователем, который может теперь тоже встать к любой из пар.
Сами играющие придумывают все новые и новые разновидности игры. Например, играют с «засадами»: преследователь неприметно передает жгут одному из стоящих в кругу. Когда убегающий, обогнув круг, будет пробегать мимо держащего жгут, тот может осалить его. Но если не осалит, должен сменить преследователя или перебросить ему жгут по воздуху. То же делается, если убегающий заметил « военную хитрость» и потребовал показать жгут.
Иногда договариваются не стоять по кругу, а свободно разгуливать парами по лугу. Тогда и водящие бегают не по кругу, а произвольно.
Это разновидность жмурок, в которой не один, а сразу двое водящих. Один получает имя « Яша», второй « Маша», хотя вызваться на эту роль может и юноша, умеющий комично подражать женскому голосу ( можно и наоборот – девушке попробовать себя в мужской роли Яши).
Яше надевают глубоко на глаза мужской, а Маше женский головной убор или обоим завязывают глаза косынкой, полотенцем. Затем Яшу отводят на противоположную от Маши сторону комнаты или площадки, заставляют повернуться 2-3 раза на месте и предлагают найти Машу.
- Ты где, Маша? – жалобно или грозно ( на свой выбор) спрашивает Яша.
- Я здесь, Яша (Яшенька)! – отвечает Маша и тут же убегает с этого места.
Яша комично ловит руками пустоту, пока не изловчится поймать Машу. Тут они могут поменяться ролями. Но обычно уже просят попробовать себя новые пары водящих. Лучшие можно в конце игры отметить призом.
Юноши и девушки берутся за руки парами. Пары встают друг за другом вереницей. Впереди первой пары в 3-5 шагах стоит горельщик ( водящий). Все говорят хором нараспев:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Горельщик стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов « глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один идет справа, другой слева вдоль колонны вперед. Почти поравнявшись с горельщиком, ждут последнего слова « звенят» и после него бросаются быстро бежать вперед мимо горельщика. Горельщик гонится за любым из них и старается догнать прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает ( достаточно коснуться рукой), с тем он встает парой впереди всей вереницы. А водит игрок, оставшийся один. Если же горельщик никого не поймал, он снова « горит» - ловит следующую пару.
Половина играющих образует круг. Взявшись за руки и подняв их как арки ворот, они говорят нараспев:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Остальные играющие, тоже взявшись за руки, бегут вслед за ведущим. Змейкой обегают они каждого из стоящих в кругу: одного спереди, другого сзади, третьего снова спереди и т.д. После слов « не пропустим вас!» стоящие опускают руки – « закрывают ворота». Кто из бежавших оказался внутри круга, считается пойманным и идет в центр круга. Остальные повторяют игру еще несколько раз, пока непойманных останется 3-5 человек. Они – победители, и могут придумать веселое задание для пойманных. Чаще всего обе группы соревнуются одна с другой в перетягивании. Это вызывает сильную волну веселья. Затем группа, которая « перетянула» и оказалась победительницей, вновь образует « золотые ворота», и игра продолжается. В ней могут быть использованы различные хороводные песни.
Для игры надо начертить круг. Ведущему завязывают глаза. Он старается поймать и опознать кого-нибудь из ребят. Если он правильно назовет имя пойманного игрока, ведущим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если ведущий, гоняясь за играющими, выходит за пределы круга, ему надо подсказать. Водящего, который несколько раз не угадал пойманного, нужно заменить другим игроком.
В игре дети учатся передвигаться, ориентироваться в пространстве.
Водящий называет летающие и нелетающие предметы,одновременно поднимая руки вверх. А играющие должны поднимать руки при упоминании лишь летающих предметов. При этом, чтобы активизировать внимание детей, водящий произносит ритмичные и зарифмованные словосочетания:
Летели, летели – вороны летели,
Летели, летели – коровы летели,
Летели, летели - цыплята летели,
Летели, летели – телята летели,
Летели, летели – лебеди летели,
Летели, летели – гуси летели.
Мальчик и девочка, взявшись за руки, встают в круг. Выбирают « царевича» и « царевну».
« Царевна» находится в круге, « царевич» - за кругом. Все поют:
Ой во городе царевна, царевна,
За городом царев сын, царев сын.
Подойди царевич, близенько, близенько,
Поклонись царевне низенько, низенько,
Подойди, царевич, все ближе, все ближе,
Поклонись все ниже, все ниже.
Сделай для царевны вороточки
Да вывези царевну с городочка.
Проведи царевну кругом рядом,
Да поставь царевну рядом, рядом.
« Царевич» выполняет все, что ему говорят, берет « царевну» за руку и ставит в ряд рядом с собою.
Потом выбирают другого « царевича» и « царевну».
Дети встают в круг, берутся за руки, а между ними – « зайчик» ( обязательно мальчик). Дети ходят и поют:
Загородим зайчика
Тынком, ленком.
Никуда зайчик
Да не выскочит,
Никуда зайчик
Да не выпрыгнет.
А у нас ворота
Позакрытые,
Да песочком желтым
Позасыпанные!
При этом « зайчик» начинает бегать, чтобы выскочить где – ни будь, а дети встают теснее, чтоб не выпустить. Если же « зайчик» все же выскочит, все дети его ловят. Кто поймает – сам становится « зайчиком». Если поймает девочка, то ее заменяют мальчиком, потому что по правилам девочка не может быть « зайчиком».
Все встают по двое – пара за парою.
Один – « горю – дуб» - впереди на расстоянии, поет
Горю, горю, пылаю,
Кого хочу, поймаю.
Раз, два, три! Беги!
Первая пара, разорвав руки, бежит к « горю – дубу», пытаясь обойти его и снова соединить свои руки. Когда « горю – дуб» кого – нибудь поймает, то становится позади всех, а кто остается без пары – становится « горю- дубом».
- Была в лесу?
-Была.
- Рубила дрова?
- Рубила.
- Видела волка?
- Видела.
- А боялась его или нет?
- Нет.
При этом машут веточкой перед глазами. Если не моргнет, то не боится, а моргнет – боится.
« Волк» прячется, а дети рвут травку и приговаривают:
Нарву я, нарву я орешечки,
Не страшен мне серый нисколечки.
Волк – за горою,
А я – за другою.
Волк в кафтане,
А я – в сарафане.
Все разбегаются, а « волк» догоняет и забирает корзиночку ( шапочку)
Когда он всех переловит, каждый « выкупает» свое и взамен дает фантик.
Дети, взявшись за руки, образуют круг и поют. «Ведьма» ходит между ними и бьет их по рукам.
Ходит ведьма по бору, по бору
Да рвет травку лебеду, лебеду.
Ой зачем же она рвет,
В три коробочки кладет,
Прочь иди от меня!
Тогда « ведьма» грудью наваливается на стиснутые руки детей, чтобы разорвать круг. Если она не вырвется, начинают игру сначала, если же разобьет руки и убежит, все кидаются вдогонку.
Кто поймал – сам « ведьмою» стал.
© 2015, Беляева Наталия Владимировна 1372