СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.
Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.
Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.
Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Для слабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Для одаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хватать темпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.
Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».
ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА И ИЗМЕНЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧЕНИКА
Образовательная программа учитывает:
а) потребности учащихся и их родителей (их интересы и планы);
б) возможности учащихся (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья);
в) поскольку между а) и б) возможно противоречие, то важно в школе выработать процедуру, позволяющую оптимизировать выбор индивидуального образовательного маршрута;
г) возможностями материально-технической базы школы.
Основанием для выбора образовательного маршрута в начальной школе являются:
- уровень готовности к школе;
- состояние здоровья ребенка;
- желание родителей;
Процедура выбора:
- ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемыми образовательными программами (родительские собрания, печатная информация, Интернет) (январь - февраль);
- индивидуальные консультации для родителей и детей (февраль - май);
- прием заявлений с указанием желаемого маршрута (апрель- май);
-консультации с детьми и родителями, выбравшими ту или иную образовательную программу с целью определения уровня готовности к школе (апрель-май);.
- анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских документов) (май-июнь);
- окончательное определение выбора образовательного маршрута учащегося.
Процедура выбора предполагает:
- доведение до сведений родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора;
- сбор информации и проведение на его основе анализа успешности учебной деятельности. (Предполагается учитывать итоговую успеваемость, годовые контрольные работы по русскому языку и математике, различного рода работы по развитию речи, технике чтения. Проводится в течение учебного года);
- сбор информации и анализ сформированности познавательных интересов и мотивации учения;
- анализ динамики состояния здоровья учащихся;
- изучение образовательных ожиданий родителей (опросы, анкетирование. Проходит в течение учебного года);
- проведение предварительного обсуждения по определению оснований для той или иной образовательной программы (март-апрель);
- коррекционная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований выбора (март-май);
- педагогический совет по утверждению индивидуального образовательного маршрута учащихся.
Отмечу, что не всегда противоречия, возникающие при выборе образовательной программы, могут быть разрешены данными процедурами. Такие случаи рассматриваются индивидуально и решаются, исходя из интересов ребенка и семьи.
Основанием для изменения индивидуального маршрута с базовой программы на ориентированную являются:
- успешность индивидуального образовательного маршрута в рамках базовой программы. Определяется по следующим параметрам:
а) успеваемость;
б) медицинские показания;
в) сформированность познавательных интересов;
г) наличие творческих достижений в выбранной образовательной области:
д) желание учащихся и семьи;
е) наличие мест в классе.
Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута:
•оформление маршрутного листа.
Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута:
•организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Проектирование индивидуальной образовательной траектории
На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки. Поможет в этом комплексное исследование, включающее в себя изучение данных
– текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;
– экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации;
– опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;
– анкетирования одноклассников;
– интервьюирования родителей;
– психологического тестирования ученика;
– собеседования с ним самим.
После диагностических процедур, позволяющих выявить своеобразие личности ребёнка, осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. В качестве цели может выступать и решение какой-либо научной проблемы или личностное изменение. Следует помнить, что индивидуальная образовательная траектория разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с ребёнком. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и, тем более, принуждать.
При проектировании многопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся знакомится с инвариантной частью школьной программы, в которой указаны обязательные для изучения предметы и их объём. Ученик выбирает с помощью тьютора уровень изучения обязательных предметов (базовый или углублённый). Затем ученик совместно с педагогом определяет содержание и объём вариативной части, в которую могут входить по желанию ребёнка элективные курсы, кружки, а также исследовательская и проектная деятельность, занятия самообразованием и т.п.
При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.
На четвёртом этапе происходит определение личностных отношений учащегося с различными образовательными объектами, что находит своё отражение в индивидуальном плане обучения. Процесс формирования последнего состоит в следующем: учащийся с помощью тьютора выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
© 2025, Гатауллина Луиза Хамзаевна 153