СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство уровневой дифференциации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный подход рассматривается как организация педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Одним из вариантов, способствующим реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав уч-ся на выбор своего пути развития, является индивидуально-образовательная программа или маршрут.

Индивидуальный маршрут это учет психологических и индивидуальных особенностей ребёнка, его интересов, жизненной позиции, уровня обучаемости. Индивидуальный маршрут выстраивается во взаимодействии педагога и психолога.

Для кого, прежде всего, нужен индивидуальный маршрут? Для слабоуспевающих детей, которые не успевают за темпом работы класса. Для одаренных детей, которым работа класса может наскучить, и им будет не хватать темпа и открытия нового. Конечный результат должен показать, что ребенок чувствует себя в учебном процессе комфортно и учится с радостью.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) одновременно и определенное, и чрезвычайно широкое понятие. Возникнув как результат практической деятельности образовательных учреждений, ориентированных на принципы обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в образовательном процессе, он приобрел и зону неопределенности, связанную с наличием различных смежных понятий: «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальная образовательная программа».

ПРОЦЕДУРА ВЫБОРА И ИЗМЕНЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧЕНИКА

Образовательная программа учитывает:

а) потребности учащихся и их родителей (их интересы и планы);

б) возможности учащихся (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья);

в) поскольку между а) и б) возможно противоречие, то важно в школе выработать процедуру, позволяющую оптимизировать выбор индивидуального образовательного маршрута;

г) возможностями материально-технической базы школы.

Основанием для выбора образовательного маршрута в начальной школе являются:

- уровень готовности к школе;

- состояние здоровья ребенка;

- желание родителей;

Процедура выбора:

- ознакомление родителей будущих первоклассников с реализуемыми образовательными программами (родительские собрания, печатная информация, Интернет) (январь - февраль);

- индивидуальные консультации для родителей и детей (февраль - май);

- прием заявлений с указанием желаемого маршрута (апрель- май);

-консультации с детьми и родителями, выбравшими ту или иную образовательную программу с целью определения уровня готовности к школе (апрель-май);.

- анализ состояния здоровья детей (на основании медицинских документов) (май-июнь);

- окончательное определение выбора образовательного маршрута учащегося.

Процедура выбора предполагает:

- доведение до сведений родителей информации о реализуемых на предстоящем этапе обучения образовательных программах и основаниях для их выбора;

- сбор информации и проведение на его основе анализа успешности учебной деятельности. (Предполагается учитывать итоговую успеваемость, годовые контрольные работы по русскому языку и математике, различного рода работы по развитию речи, технике чтения. Проводится в течение учебного года);

- сбор информации и анализ сформированности познавательных интересов и мотивации учения;

- анализ динамики состояния здоровья учащихся;

- изучение образовательных ожиданий родителей (опросы, анкетирование. Проходит в течение учебного года);

- проведение предварительного обсуждения по определению оснований для той или иной образовательной программы (март-апрель);

- коррекционная работа с учащимися и родителями при полном или частичном отсутствии оснований выбора (март-май);

- педагогический совет по утверждению индивидуального образовательного маршрута учащихся.

Отмечу, что не всегда противоречия, возникающие при выборе образовательной программы, могут быть разрешены данными процедурами. Такие случаи рассматриваются индивидуально и решаются, исходя из интересов ребенка и семьи.

Основанием для изменения индивидуального маршрута с базовой программы на ориентированную являются:

- успешность индивидуального образовательного маршрута в рамках базовой программы. Определяется по следующим параметрам:

а) успеваемость;

б) медицинские показания;

в) сформированность познавательных интересов;

г) наличие творческих достижений в выбранной образовательной области:

д) желание учащихся и семьи;

е) наличие мест в классе.

Структура проектирования индивидуального образовательного маршрута:

  • постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели);
  • самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями;
  • выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
  • конкретизация цели;

•оформление маршрутного листа.

Условия эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;
  • активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

•организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории

  1. Диагностика.

На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки. Поможет в этом комплексное исследование, включающее в себя изучение данных

– текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;

– экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации;

– опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;

– анкетирования одноклассников;

– интервьюирования родителей;

– психологического тестирования ученика;

– собеседования с ним самим.

  1. Целеполагание.

После диагностических процедур, позволяющих выявить своеобразие личности ребёнка, осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. В качестве цели может выступать и решение какой-либо научной проблемы или личностное изменение. Следует помнить, что индивидуальная образовательная траектория разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с ребёнком. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и, тем более, принуждать.

  1. Определение содержания образовательного маршрута, т.е. образовательных объектов.

При проектировании многопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся знакомится с инвариантной частью школьной программы, в которой указаны обязательные для изучения предметы и их объём. Ученик выбирает с помощью тьютора уровень изучения обязательных предметов (базовый или углублённый). Затем ученик совместно с педагогом определяет содержание и объём вариативной части, в которую могут входить по желанию ребёнка элективные курсы, кружки, а также исследовательская и проектная деятельность, занятия самообразованием и т.п.

При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.

  1. Формирование индивидуального плана обучения.

На четвёртом этапе происходит определение личностных отношений учащегося с различными образовательными объектами, что находит своё отражение в индивидуальном плане обучения. Процесс формирования последнего состоит в следующем: учащийся с помощью тьютора выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

  • наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
  • формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Категория: Физкультура
20.04.2025 10:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП