СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. познакомить обучающихся с понятием «информационная культура»;
  2. рассказать как проявляется информационная культура человека;
  3. каковы основные факторы развития информационной культуры.

Оборудование:

доска, компьютер, рабочие файлы.

План урока:

  1. Орг. момент.(3 мин)
  2. Повторение пройденного материала (15 мин)
  3. Изложение нового материала (30 мин)
  4. Д/з.(5 мин)
  5. Вопросы учеников. (5 мин)
  6. Итог урока. (10 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Повторение пройденного материала

Для актуализации знаний учитель предлагает вместе вспомнить:

  • Что изучает наука информатика?
  • Что такое информация с точки зрения человека, техники, общества?
  • Какие информационные процессы выполняет человек в своей деятельности?
  • Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?
  • Чем были обусловлены информационные революции? Расска­жите о каждой из них.
  • Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.
  • Что определяет индустриальное общество?
  • Имеется ли связь между промышленными и информацион­ными революциями?
  • Как вы представляете информационное общество?
  • Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.
  • Что определяет пятую информационную революцию?

III. Изложение нового материала

Информационная культура современного человека

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке боль­ших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желании применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Поэтому уже недостаточно уметь самосто­ятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научить­ся такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного зна­ния. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Понятие информационной культуры связано с двумя фунда­ментальными понятиями — «информация» и «культура»,

«информационная культура»

поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.

В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направ­ленную на удовлетворение информационных потребностей.

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в ин­формационном обществе, как составляющая процесса формиро­вания культуры человечества.

Используя первый подход, приведем определение информаци­онной культуры.

«Информационная культура это умение целенаправленно рабо­тать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, совре­менные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из со­ставляющих общей культуры. Информационная культура связа­на с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических уст­ройств, от телефона до персонального компьютера и компью­терных сетей;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютер­ную информационную технологию, базовой составляющей ко­торой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информа­ции;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей об­ласти деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Основными факторами развития информационной культуры являются:

  • система образования, определяющая общий уровень интел­лектуального развития людей;
  • информационная инфраструктура, определяющая возможно­сти людей получать, передавать, хранить и использовать ин­формацию;
  • развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных инфор­мационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Одним из существенных показателей информационной куль­туры в нашей стране является знание английского языка. Сло­жившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс поль­зователей с основными видами глобальных информационных ре­сурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с опе­рационными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.

Для активной и плодотворной жизни в информационном об­ществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современ­ные информационные технологии.

IV. Д/3

1. Используя всевозможные источники информации (справочни­ки, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «ин­формационная культура» и проведите их анализ.

2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись раз­личными источниками, и сопоставьте его с понятием «инфор­мационная культура».

3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

V.Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока.

Выставление оценок.

Цели урока:

  1. познакомить обучающихся с понятием «информационная культура»;
  2. рассказать как проявляется информационная культура человека;
  3. каковы основные факторы развития информационной культуры.

Оборудование:

доска, компьютер, рабочие файлы.

План урока:

  1. Орг. момент.(3 мин)
  2. Повторение пройденного материала (15 мин)
  3. Изложение нового материала (30 мин)
  4. Д/з.(5 мин)
  5. Вопросы учеников. (5 мин)
  6. Итог урока. (10 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Повторение пройденного материала

Для актуализации знаний учитель предлагает вместе вспомнить:

  • Что изучает наука информатика?
  • Что такое информация с точки зрения человека, техники, общества?
  • Какие информационные процессы выполняет человек в своей деятельности?
  • Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?
  • Чем были обусловлены информационные революции? Расска­жите о каждой из них.
  • Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.
  • Что определяет индустриальное общество?
  • Имеется ли связь между промышленными и информацион­ными революциями?
  • Как вы представляете информационное общество?
  • Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.
  • Что определяет пятую информационную революцию?

III. Изложение нового материала

Информационная культура современного человека

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке боль­ших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желании применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Поэтому уже недостаточно уметь самосто­ятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научить­ся такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного зна­ния. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Понятие информационной культуры связано с двумя фунда­ментальными понятиями — «информация» и «культура»,

«информационная культура»

поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.

В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направ­ленную на удовлетворение информационных потребностей.

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в ин­формационном обществе, как составляющая процесса формиро­вания культуры человечества.

Используя первый подход, приведем определение информаци­онной культуры.

«Информационная культура это умение целенаправленно рабо­тать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, совре­менные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из со­ставляющих общей культуры. Информационная культура связа­на с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических уст­ройств, от телефона до персонального компьютера и компью­терных сетей;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютер­ную информационную технологию, базовой составляющей ко­торой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информа­ции;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей об­ласти деятельности.

Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Основными факторами развития информационной культуры являются:

  • система образования, определяющая общий уровень интел­лектуального развития людей;
  • информационная инфраструктура, определяющая возможно­сти людей получать, передавать, хранить и использовать ин­формацию;
  • развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных инфор­мационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Одним из существенных показателей информационной куль­туры в нашей стране является знание английского языка. Сло­жившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс поль­зователей с основными видами глобальных информационных ре­сурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с опе­рационными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.

Для активной и плодотворной жизни в информационном об­ществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современ­ные информационные технологии.

IV. Д/3

1. Используя всевозможные источники информации (справочни­ки, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «ин­формационная культура» и проведите их анализ.

2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись раз­личными источниками, и сопоставьте его с понятием «инфор­мационная культура».

3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

V.Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока.

Выставление оценок.

Категория: Информатика
11.11.2015 10:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!