СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивное обучение на уроках обществознания: теория и практика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентация учебного процесса на формирование у студентов клю­чевых компетентностей в связи с изменившимися требованиями общества к образованию требует пересмотра его основных компонентов: целей, содер­жания, форм, методов и средств, функций преподавателя и других субъектов обра­зования, оценочной системы. Компетентностный подход в современном об­разовании сделал актуальным обращение педагогов к активным и интерактивным ме­тодам обучения.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации по­знавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность по­нимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совмест­ная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материа­ла означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятель­ность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроке обществознания предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Это актуально именно в преподавании общественных дисциплин, где зачастую существует не одна, а иногда более десятка различных точек зрения на один вопрос.

В основе интерактивного обучения лежит адекватная ему система методов, форм и средств. В работе экономическо - правовой школы «Академия делового успеха» мы используем следующую классификацию методов интерактивного обучения:

1. Коммуникативно-информационные методы. Эти методы работы интерак­тивны, по своей сути, так как состоят из обмена информацией, в результате чего возникает продукт. К коммуникативно-информационным методам мы относим: технологии работы в группах, свободные дискуссии, дебаты, ток-шоу, выполнение и защиту проек­тов, игры и др.

2. Социально-практические методы. Эти методы позволяют преподавателю увеличить информационную емкость уроков за счет специальной организации синхронных действий обучаемых и учителя для достижения поставленных учебных целей в малом объеме учебных часов. К этой группе относятся: ро­левые, имитационные, моделирующие деловые игры и тренинги. Эти игры носят характер упражнений и имеют четкую тематическую направленность. Традиционными в техникуме стали деловые игры «Выборы», «Президент», моделирующие игры «Местное самоуправление», «Экологический пикет»

Основные задачи интерактивных методов предусматривают получе­ние студентами ценностных установок на: уважение прав и достоинства лично­сти, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, честность, законопослушание, ответственность, настойчивость, уважение своих и чужих трудовых усилий, а также отработку привычного поведения в соответствии с этими принципами, что наиболее востребовано на уроках обществознания.

Наряду с методами, необходимо обратить внимание на формы ин­терактивного обучения. Одной из форм интерактивного обучения является работа в группах, предоставляющая всем участникам возможность действо­вать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности владение приемами активного слушания, выработки общего ре­шения, разрешения возникающих разногласий. Работу в группах мы используем, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена. Эта форма используется при подготовке к олимпиадам различного уровня.

Упомянем еще об одной форме интерактивного обучения - тренерстве. Тренерские отношения поддер­живают классическую систему "преподаватель - студент" в процессе самопознания и самокоррекции, повышают у них чувство уверенности в собственных си­лах. Эффективность отношений строится на вере в достоинство и ценность каждого участника, в их способности быть независимыми и ответственными. Роль преподавателя-тренера: уважение и доверие, которое позволяет студенту исследовать, ставя перед собой цели, и брать обязательства в соответствии с этапами, которые они сами для себя наметили. Ценность студента никогда не ставится под вопрос, так же как и его потенциал. Ответственность за перемены остается на участнике, но не на преподавателе. В отличие от преподавания, которое подразумевает передачу знаний, тренерство-это воспитание ответственности. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы соз­дать студентам условия для полноценного общения; смодели­ровать такие ситуации, в которых: снимается страх перед самостоятельным высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нуж­ной ситуации; развивается навык анализировать свои поступки и происхо­дящие события, осознавать свое отношение к миру; формируется умение ценить свою и чужую работу; закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого. В результате, студент лучше готов к индивидуальной работе во время олимпиад, конкурсов, экзаменов.

Важную роль в организации интерактивного обучения играют средства, представленные современными мультимедиа пособиями, контрольно-измерительными материалами. Сегодня, когда в техникуме созданы кабинеты - лаборатории, появились все условия для активизации такой формы работы.

Преимущества интерактивного обучения очевидны. Они позволяют решать комплекс психолого-педагогических задач. Задачи обучения в про­цессе коллективной мыслительной деятельности создают условия для акти­визации индивидуальной интеллектуальной активности каждого студента; формируются и развиваются межличностные отношения, преодолева­ются коммуникативные барьеры в общении, создаётся ситуация успеха; появляются возможности для формирования условий самообразования и саморазвития личности студента. Внедрение интерактивного обучения дает студенту осознание включенности в общую работу, становление активной субъективной позиции в учебной деятельно­сти: студенческой группе - формирование групповой общности, повыше­ние познавательной активности, многомерное усвоение учебного материала

Следовательно, современный опыт обучения обществознанию в школе сви­детельствует о тенденции к применению более сложных по структуре мето­дов и форм, к каковым относятся и интерактивные.

23.10.2015 20:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП