СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни», - писал К.Д.Ушинский. Не следовать этим словам в нашей профессии просто невозможно .Основные силы учителя начальных классов должны быть направлены на активизацию творческих способностей и интереса к учебному процессу учащихся. С этой задачей нетрадиционные техники рисования справляются отлично. Они не только дают возможность не стандартно мыслить, но и усиливают у учащихся веру в себя.

Цель работы - выяснить роль нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Эта цель будет достигнута путем решения двух задач:

1.выявление значения и места нетрадиционных техник рисования в системе преподавания изобразительного искусства в начальной школе;

2.описание видов, содержания, методов и приемов применения нетрадиционных техник рисования в начальной школе.

Объектом исследования являются использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Основными методами исследования являются анализ нормативных документов, методической литературы и систематизация полученных результатов.

Главным ориентиром для преподавания изобразительного искусства в начальной школе является Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, а так же написанная на его базе Примерная программа по Изобразительному искусству в начальной школе.

Данные документы говорят о том, целями курса «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

1) воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

2) развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески

3) освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  3. формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В изобразительном искусстве техникой принято называть совокупность специальных изобразительных умений, навыков, способов и приемов изображения, посредством которых отображаются предметы, объекты, явления окружающей действительности, создается художественный образ .

Нетрадиционные техники рисования создают на уроке условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы. Самостоятельно оформляют эти образы, до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества. Учителю остается, только, корректировать деятельность учащихся.

При применении нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе учителю нужно помнить некоторые методические особенности:

  1. В начале, учитель должен познакомить детей с тем или иным способом получения изображения, объяснить и проанализировать с учениками предложенные образцы работ, а затем продемонстрировать применение данной техники на практике
  2. В процессе выполнения сложных нетрадиционных техник рисования необходимо использовать памятку поэтапного выполнения практической работы .
  3. Оттиск печатками из картофеля может быть использован на уроках декоративного рисования с целью отработки понятия "ритм", на уроках тематического рисования и рисования по памяти и представлению - с целью выполнения отдельных элементов изображения .
  4. Некоторые техники, как кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению .

Монотипия. Работа выполняется на гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге  красками (акварель, гуашь, масляная краска) что-то рисуется, затем полученные изображения "отпечатывают" на листе бумаги. Эту технику так же можно использовать для создания фона .Различные цветовые пятна-отпечатки помогают развивать фантазию и воображение. Преодолеть негативные переживания, снять эмоциональное напряжение, тревожность помогает техника монотипии. Желательно дать название выполненной работе .

Кляксография. Работа выполняется красками, капли падают на лист бумаги, лист в это время нужно двигать в различные стороны, дуть на клюксу (лучше из соломки или трубочки), к кляксам подрисовываются смысловые элементы . Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей .

 «Печатка».  Из твердого материала, например, картофеля вырезаются разные формы (штампы): треугольники, квадраты, сердечки, ромбики, дети смотрят, где можно применить эту форму, опускают ее в краску и выполняют свой рисунок на заданную тему. Работу можно вести по группам и коллективно. Подобным способом можно работать с листьями деревьев, тогда будут оттиски не геометрических фигур, а листьев.

 «Обрывная аппликация». Аппликация выполняется как обычно, только все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук.

«Аппликация из природного и подручного материала» (листьев, семян, веточек, круп и макарон и т.д. Этот вид аппликации очень разнообразен в выборе материалов. Аппликация может являться единственным содержанием картины или быть ее частью, фоном .

Техники пластилиновой живописи:

«Нанесение пластилина на картон». Пластилин наносился на картон, используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками .

«Нанесение рисунка на пластилин». На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж .

«Рисование «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка. Техники могут стать фон, основным рисунком или рамкой картины .

Таким образом, мы видим, что на уроках изобразительного искусства в начальной школе, возможно, применять огромное количество разнообразных нетрадиционных техник рисования. Главное, что для всех нетрадиционных техник - нет эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое. Ведь, переживание успеха в начальной школе особенно важно для детей,  оно дает уверенность в свои силы и развивает творческие способности детей.

Категория: ИЗО
04.01.2015 01:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП