СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование художественной литературы в обогащении активного словаря младших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование художественной литературы в обогащении активного словаря младших дошкольников.

«Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов» С.Я. Маршак

ФГОС ДО Речевое развитие владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Проблема развития активного словаря детей является актуальной именно в младшем дошкольном возрасте, так как в данном возрасте появляется потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Соответственно ФГОС своевременно определяет речевое развитие детей как овладение речью, а именно средством общения и культуры; обогащение активного словаря. Вместе с тем, развитие речи в детском саду это управление процессом обогащения словаря дошкольников.Соответственно, ребенок готов и хочет общаться, но у него нет знаний (не достаточно развит активный словарь).При этом всестороннее развитие личности ребенка непосредственно зависит от развития речи и словаря детей, так как слово является основным механизмом познания мира.

Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

В психолого-педагогической литературе выделяют два типа словаря: активный и пассивный. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух. Слова, которые используют в устной и письменной речи, входят в состав активного словарного запаса.

Подобогащением активного словаря понимается работа по увеличению количества употребления слов в самостоятельной речи дошкольников.

В направлении формирования словаря определены основные задачи развития речи:

  1. обогащение словаря новыми словами,
  2. закрепление и уточнение словаря,
  3. активизация словаря, активного и пассивного,
  4. устранение в речи детей не литературных слов.

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В.А. Сухомлинский

Так как художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Как отмечала Евгения АлександровнаФлерина (педагог, специалист по дошкольному воспитанию), литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой,Лев Семёнович Выготский (советский психолог) указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства».

Методы работы воспитателя:

  1. Чтение книги педагогом, позволяет детям воспринимать новые слова и представлять образы героев.
  2. Рассказывание текста художественной литературы педагогом даёт возможность развивать коммуникативные навыки детей в процессе беседы по содержанию произведения, диалога детей с педагогом и сверстниками.
  3. Инсценирование позволяет детям проигрывать роли героев, для расширения и дополнения их образов.
  4. Заучивание наизусть даёт возможность детям в самостоятельном воспроизведении стихов, активизирует словарный запас.

Соответственно, педагогунеобходимо уточнять и активизировать словарь детей дошкольного возраста в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Создавать педагогические условия возможно в образовательной и самостоятельной деятельности.Необходимо создание специальных условий для количественного накопления слов и перевода слов из пассивного в активный словарь, с целью формирования навыка быстро и точно находить требуемое слово. При этом необходимо выработать у детей умение отбирать слова, которые уместны для высказывания в конкретных ситуациях.

Следовательно, в процессе образовательной деятельности, необходимо создавать условия, которые должны быть включены в процесс жизнедеятельности детей с целью количественного накопления слов детьми и развития их активного словаря. Данные занятия, в дальнейшем будут способствовать использованию детьми новых слов, в активной речевой деятельности, то есть будет осуществляться постепенный переход от пассивного к активному словарю детей.При этом использование художественной литературы в совместной и самостоятельной деятельности, создает условия длянакопления и развития активного словаря детей новыми словами.

Данные показывают, что в результате проведения специальных занятий, изменения в уровнях развития речи детей – значительны.Так большая часть детей начинает демонстрировать средний (достаточный) уровень развития активного словаря детей. Увеличивается количество детей, которые демонстрируют высокий уровень развития, и происходит снижение количества детей, которые остались на низком уровне. Соответственно, можно сделать вывод, что художественная литература способствует обогащению активного словаря младших дошкольников, при условии включения художественной литературы в образовательную и самостятельную деятельность детей.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений,. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. -415 с.
  3. Гербова В. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности//Ученые записки: МГЗПИ.-1970. - Вып. 31
  4. Сохин Ф.А. О психологическом и лингвистическом анализе детской речи/ Ф.А.Сохин. - М., 1978.
03.10.2022 11:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП