СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование художественной литературы в обогащении активного словаря младших дошкольников.
«Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов» С.Я. Маршак
|
ФГОС ДО Речевое развитие– владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проблема развития активного словаря детей является актуальной именно в младшем дошкольном возрасте, так как в данном возрасте появляется потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Соответственно ФГОС своевременно определяет речевое развитие детей как овладение речью, а именно средством общения и культуры; обогащение активного словаря. Вместе с тем, развитие речи в детском саду это управление процессом обогащения словаря дошкольников.Соответственно, ребенок готов и хочет общаться, но у него нет знаний (не достаточно развит активный словарь).При этом всестороннее развитие личности ребенка непосредственно зависит от развития речи и словаря детей, так как слово является основным механизмом познания мира.
Развитие словаря – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
В психолого-педагогической литературе выделяют два типа словаря: активный и пассивный. Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении или на слух. Слова, которые используют в устной и письменной речи, входят в состав активного словарного запаса.
Подобогащением активного словаря понимается работа по увеличению количества употребления слов в самостоятельной речи дошкольников.
В направлении формирования словаря определены основные задачи развития речи:
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В.А. Сухомлинский |
Так как художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Как отмечала Евгения АлександровнаФлерина (педагог, специалист по дошкольному воспитанию), литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.
Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой,Лев Семёнович Выготский (советский психолог) указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства».
Методы работы воспитателя:
Соответственно, педагогунеобходимо уточнять и активизировать словарь детей дошкольного возраста в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Создавать педагогические условия возможно в образовательной и самостоятельной деятельности.Необходимо создание специальных условий для количественного накопления слов и перевода слов из пассивного в активный словарь, с целью формирования навыка быстро и точно находить требуемое слово. При этом необходимо выработать у детей умение отбирать слова, которые уместны для высказывания в конкретных ситуациях.
Следовательно, в процессе образовательной деятельности, необходимо создавать условия, которые должны быть включены в процесс жизнедеятельности детей с целью количественного накопления слов детьми и развития их активного словаря. Данные занятия, в дальнейшем будут способствовать использованию детьми новых слов, в активной речевой деятельности, то есть будет осуществляться постепенный переход от пассивного к активному словарю детей.При этом использование художественной литературы в совместной и самостоятельной деятельности, создает условия длянакопления и развития активного словаря детей новыми словами.
Данные показывают, что в результате проведения специальных занятий, изменения в уровнях развития речи детей – значительны.Так большая часть детей начинает демонстрировать средний (достаточный) уровень развития активного словаря детей. Увеличивается количество детей, которые демонстрируют высокий уровень развития, и происходит снижение количества детей, которые остались на низком уровне. Соответственно, можно сделать вывод, что художественная литература способствует обогащению активного словаря младших дошкольников, при условии включения художественной литературы в образовательную и самостятельную деятельность детей.
Список литературы:
© 2022, Коробова Ольга Витальевна 406