МБДОУ «Детский сад общеразвивающего
вида №110
«Использование приемов ТРИЗ-
технологий в процессе формирования
связной речи у детей дошкольного
возраста»
Воспитатель Муратова О.С.
Автор теории — Генрих Саулович
Альтшуллер.
Автор теории — Генрих Саулович
Альтшуллер.
ТРИЗ – (Теория Решения
Изобретательских Задач).
Поможет сделать процесс
обучения чем-то
увлекательным и
захватывающим. Она
создана не для того чтобы
вытеснить другие
методы, а чтобы
увеличить эффективность
уже имеющихся способов
обучения.
Основными целями ТРИЗ - образования для
дошкольников являются: формирование связной
речи на основе активизации творческого мышления
для продуктивной познавательной,
исследовательской и изобретательской
деятельности; развитие творческих способностей;
формирование качеств творческой личности.
Для развития речи детей дошкольного возраста
используют следующие методы ТРИЗ и РТВ, как:
1. Метод «Робинзона Крузо» (МРК) с 3 до 7 лет
2. Метод «Мозговой штурм» с 3 до 7 лет
-Синектика
-Метод фокального объекта (МФО)
-Морфологический анализ (МА)
3. Графическая аналогия.
4. Модель «Создай паспорт»
5. Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко)
6. «Пиктограммы»
1. Метод «Робинзона Крузо» (МРК) с 3 до 7
лет
Шаг №1
Представим, что мы попали на необитаемый
остров. Нужно определиться с потребностями:
что самое необходимое, без чего не обойтись
ни минуты на необитаемом острове?
Шаг №2
- Организуем путешествие по новой
территории и находим затонувший
корабль с различными предметами. Выдвигаем
способы применения данных предметов.
Шаг №3
- Обсудить и оценить найденные способы,
выделяя самые неожиданные и интересные.
Полученные идеи записать или зарисовать
2. Мозговой штурм (МШ)
Перед детьми ставится изобретательская задача.
Воспитанникам необходимо приложить все усилия, чтобы
найти идеальное решение.
а) Синектика – объединение разнородных элементов.
Синектика предусматривает применение четырех
приемов:
Прямая аналогия – «Подумайте, как
решается задача, похожая на данную».
Личная симпатия или эмпатия –
(Попробуйте войти в образ данного в
задаче объекта и рассуждайте с его точки
зрения».
Символическая аналогия - «Дайте в двух
словах образное определение сути задачи.
Прием фантазирования – «Представьте,
как бы вы эту задачу решили, если бы
были сказочными героями»
б) Метод фокального объекта (МФО)
Метод фокальных объектов (МФО) – подбор нетипичных
свойств предмету, представление их и объяснение
практического назначения нетипичных свойств.
с) Морфологический анализ (МА)
Цель этого метода - выявить все возможные факты решения
данной проблемы, которые при простом переборе могли быть
упущены. Обычно для морфологического анализа строят
таблицу
Возраст
Место
жительс
тва
Средств
о
передви
жения
Стиль
одежды
Характе
р
Ребенок
Дворец
конь
Спорт.
костюм
Добрый
Подросто
к
Многоэта
жный дом
Автомоби
ль
Празднич
ный
наряд
Вредный
Старик
Детский
сад
Коньки
Строгий
костюм
Нытик
Юноша
Лес
Лыжи
Шорты и
майка
Веселый
3. Графическая аналогия
Умение обозначать каким-либо символом реальный образ
или несколько образов, выделив из них общие признаки
4. Модель «Создай паспорт»
Используется для систематизации, обобщения
полученных знаний; для выделения существенных и
несущественных признаков изучаемого явления;
создания краткой характеристики изучаемого понятия,
сравнения его с другими сходными понятиями.
5. Сочинение загадок (методика А.А.
Нестеренко)
Этапы сочинения загадок:
Выбрать объект, про который будет придумываться
загадка.
Описать несколько характерных признаков
(сравнений) данного объекта. Исключить объекты,
обладающие такими же признаками.
Отредактировать полученную загадку (можно сделать
ее ритмичной или рифмованной).
6. «Пиктограммы»
Пиктогра́мма — знак,
отображающий важнейшие
узнаваемые черты объекта,
предмета или явления, на
которые он указывает, чаще
всего в схематическом виде.
В настоящее время
пиктограммы имеют
узкоспециальную и
второстепенную роль.
Методы составления
сказок.
1. Метода "Каталога"
Педагог выбирает книгу.
Задает детям вопросы. Первый вопрос
«Жил-был» (кто?). Открывает книгу на
любой странице, предлагает ребенку
указать пальцем на любое слово
(Пенек). Педагог говорит: «Жил-был
пенек! И т.д.
Дети с помощью педагога «собирают» в
единое целое найденные ответы.
Придумывают название получившейся
сказки.
Один или несколько детей ( по
желанию) восстанавливают текст.
Организуется продуктивная
деятельность.
2. «Волшебная дорожка»
Алгоритм составления сказки
Выбор главного героя
Определение его характера,
мотивов и цели поступков
Выбор объектов взаимодействия
Описание действий главного
героя,которые он совершает для
достижения цели.
Итоги. Результат изменений героя
и выведение жизненных правил.
Придумывание названия
получившейся сказки.
3. «Волшебный треугольник»)»
Алгоритм составления сказок:
Определение места.
Выбор положительного и
отрицательного персонажей.
Определение взаимодействия
(борьбы) отрицательного и
положительного персонажей за
обладание волшебным предметом.
Разрешение конфликта
(использование ресурсов)
Придумывание названия сказки.
Модель составления сказки с
помощью метода "Системного
оператора"
Предполагает формирование у
ребёнка умение анализировать и
описывать систему связей любого
объекта материального мира: его
назначение, динамику развития в
определённый отрезок времени,
признаки и строение и др.
«Педагогика должна
ориентироваться не на вчерашний, а
на завтрашний день детского
развития. Только тогда она сумеет
вызвать к жизни те процессы
развития, которые сейчас лежат в
зоне ближайшего развития»
Л. С. Выготский