СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как подготовить учеников к олимпиаде по русскому языку |
|
Как подготовить учеников обычной средней школы к олимпиаде по русскому языку? В статье приводятся рекомендации для учителя, примеры заданий, а также памятка для учеников. |
|
Совершенствование речевой культуры учащихся всегда является приоритетным направлением в работе учителя русского языка и литературы. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность, ясность изложения, богатство словарного запаса — залог успеха не только в школе, но и в "большой жизни": любой работодатель ориентирован не только на грамотного специалиста, но и на человека, умеющего излагать свои мысли, идеи, планы. В учебной и внеклассной деятельности имеется немало форм, методов, приемов для совершенствования речевой культуры учащихся:
Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 5 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся. Особенности работы по некоторым разделам русского языка Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии — науке, мало изучаемой в школе. Лишь в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ более подробно рассматривается орфоэпический минимум, который должны знать учащиеся. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов "жалюзи", "торты", "банты", "включим" и даже "свекла". Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание. Данную работу можно вести следующим образом:
При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания:
Пример одного из заданий Расставьте ударения в выделенных словах: Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговоренные предложения, ядовитое снадобье, создавший творение искусства, составить каталог, поставить апостроф, кухонная посуда. Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать. Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: "Бедность — не порок, а вдвое хуже", "Не все коту масленица, будет и пост". Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса "Страна Фразеология" Вот некоторые примеры: 1. Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями: В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго). Клевать носом (Дремать, опустив голову). Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду). 2. Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе. Семь пятниц на неделе, заблудиться в трех соснах, с пятого на десятое и т.д. 3. Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны: Оедонгиеасспсмб (сам себе господин), ияскзбвяетрьув (взять себя в руки), вчьуоутлвсдоотпе( толочь воду в ступе). Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений. Интересно поработать над следующими заданиями:
Примеры заданий:
произношения? Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный. 2. Как называлась каждая из букв слова "кузов" в старой азбуке? (Како, ук, земля, он, веди). 3. В нашем языке много "парных слов": сторож — страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний. В следующем задании — написать сочинение на определенную тему — учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате — много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: "Нужна ли Красная книга русского языка?", "Если бы я был министром культуры…", "Почему необходимо изучать русский язык?" и другие. Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения — вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией. Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научит «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы. Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку
средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
к ГИА, ЕГЭ, орфографическому словарю.
из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии. |
-80%
© 2019, Федорова Юлия Нуруллаевна 586