СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как учить ребенка критическому мышлению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЧТО ДЕЛАТЬ ВЗРОСЛЫМ, ЧТОБЫ РАЗВИТЬ В ДЕТЯХ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Все взрослые в голос твердят, что нашим детям не хватает критического мышления. Но как именно его развивать в режиме нон-стоп, в школьном пространстве и дома - далеко не все взрослые догадываются. Многим нужны подсказки. Если вам тоже, то этот материал должен вам пригодиться.

1. Обсуждая что-либо, задавайте открытые вопросы. С самого раннего детства, а уж тем более в школьном возрасте, полезно задавать ребенку открытые вопросы при обсуждении той или иной темы. То есть, такие вопросы, которые не предполагают ответ «да» или «нет», а которые предполагают рассуждение, развернутую мысль. Если вы учитель, почаще давайте детям такую возможность - отвечать в формате открытого, развернутого ответа, без боязни ошибиться или не согласиться с вашим мнением. Не осуждайте за ответы, которые вам не нравятся, наоборот, это замечательно, если дети имеют свое мнение и умеют его выражать и аргументированно защищать.

2. Не торопите ребенка с ответом, дайте время подумать. Узкое мышление зачастую вызвано недостатком времени для обдумывания ответа. Для того, чтобы ясно выразиться, требуется время, чтобы собраться с мыслями. Взрослые зачастую об этом забывают или не учитывают этот момент. Спешка не помощник для формирования мышления, особенно, если речь еще не достаточно хорошо сформирована. Вам также следует быть дружелюбнее, когда ждете ответ, чтобы ребенок не нервничал, что минуты на часах идут, а мысли ему в голову - нет. В целом, нормально, если ребенок собирается с ответом в течение 5-10 секунд. Обычно дети сами понимают, что первое, что приходит в голову, не всегда является умным ответом (ответ может быть по факту и ошибочным, но важно, чтобы ребенок самостоятельно над ним думал, а не искал подсказки).

3. Помогайте увидеть плюсы и минусы. У детей недостаточно опыта, недостаточно знаний, недостаточно пониманий взаимосвязей в социуме. Поэтому им трудно оценить все плюсы и минусы какой-либо идеи или какого-либо явления. Помочь им в этом могут только взрослые - родители, учителя, у которых есть и опыт, и знания. Приучайте детей видеть и взвешивать положительные и отрицательные стороны в принятии какого-либо решения. Практикуйте это визуально: берите листочек бумаги и делите его пополам, в одной части перечисляйте все плюсы, в другой - все минусы.

4. Почаще прослеживайте вместе с ребенком взаимосвязи. Это можно практиковать на любом уроке, по любой теме. На уроках биологии - взаимосвязи природных сообществ (кто кому и чем полезен, какая пищевая цепь в этом сообществе, что будет, если исчезнет какое-то, пусть самое маленькое звено в пищевой цепочке?). На уроках обществознания и истории - причинно-следственные связи событий и отношений. На уроках литературы - круги взаимоотношений и последствий внутри произведений. Используйте также причем от обратного: что было бы, если бы не…

5. Практическое упражнение «Размытая картина». Эта хорошая тренировка мышления с опорой на имеющийся опыт поможет вам самим понять, насколько хорошо развито на данный момент критическое и логическое мышление ребенка. Покажите ребенку картину, контуры и очертания фигур на которой размыты, неотчетливы, и попросите его предположить, что изображено на ней. После объяснения попросите указать ключевые места на полотне, которые навели ребенка именно на такие мысли. Пусть он задумается над собственным ответом, не стереотипное ли мышление заставило его думать так, а не иначе (например, размытый контур мужчины в рубашке лососевого цвета ребенок в силу гендерных стереотипов может запросто принять за фигуру женщины). Каждый раз акцентируйте внимание детей на том, что стереотипы мешают нам составить истинное мнение о чем-либо, и предваряют окончательные выводы, которые могут быть ошибочными.

6. Практическое упражнение «Пятикратное почему». Хорошо подходит к большинству тем, большинству уроков, особенно по литературе, истории, обществознанию. Когда ребенок отвечает на какой-либо вопрос, спросите его «почему?». Он вынужден будет задуматься над деталями этого «почему» и найти более расширенный ответ. А вы снова спросите «почему?» и так до пяти раз подряд. Каждый раз такая игра-допрос будут углублять понимание сути, открывая ребенку новые грани проблемы. Вот простой пример при обсуждении какой-то истории (из книги или из фильма): «Почему Боб после того, как получил письмо, сразу стал собирать вещи?» - «Чтобы поехать на вокзал». - «Почему он поехал на вокзал?» - «Чтобы купить билеты в деревню». - «Почему он решил поехать в деревню?» - «Потому что там живет человек, по которому он скучает». - «А почему он скучает по этому человеку?» - «Потому что он его любит». Обычно пяти вопросов «почему?» (как вариант - «зачем?») бывает достаточно, чтобы вскрыть такую глубину, о которой ребенок даже не задумывается сначала, давая очевидный ответ.

7. Практическая игра «На чьей ты стороне?». В мире есть много вещей, на которые имеются противоположные точки зрения. В классе можно с определенной регулярностью проводить такие игры: зачитайте противоположные точки зрения на одну и ту же проблему. Предложите детям принять решение, какую из них они разделяют. Пусть дети, придерживающиеся одной точки зрения, сядут за парты одного ряда, а дети, придерживающиеся другого мнения, - за парты другого. Теперь вместе с классом рассуждайте, разбирайте по пунктам поочередно то и другое мнение, их сильные и слабые стороны. Интересно, насколько часто дети в процессе такой дискуссии будут сами менять свое мнение? Если мнение изменилось, они могут пересесть за другой ряд. Здесь важно то, что в этой игре не должно быть правильной и неправильной точки зрения. Они должны быть просто разными.

8. Учите детей отличать мнения от фактов. Отличать мнения от фактов очень важный навык для умеющего думать человека. Нельзя принимать на веру мнение какого-то человека только потому, что он авторитетен в какой-то области, богат или облечен властью. Проводите такие практикумы с учениками и детьми дома: говоря о чем-либо без подтверждения фактами, мы высказываем лишь свое мнение по тому или иному вопросу. Факты могут подтверждать или опровергать наше мнение. Причем одни и те же факты могут использоваться оппонентами в споре. Поэтому факт в отличие от мнения не имеет субъективной и эмоциональной окраски. Это всего лишь факт. Например, если ученик говорит, что в школьной библиотеке нет современных книг, а только старые переиздания, то это его мнение. Чтобы поддержать свое мнение, сделать его аргументированным, ему нужно убедиться, что в библиотеке действительно нет книг современных авторов, а для этого нужно как минимум послать запрос в библиотеку, которая подтвердит или опровергнет мнение ученика. Иначе можно легко попасть в ситуацию, когда мы обвиняем кого-то или что-то незаслуженно, несправедливо. Или верим в какой-то очевидный бред, не принимая во внимание факты и доказательства.

Приучайте детей при поиске какой-то информации (например, для рефератов, докладов) перепроверять мнения и факты по нескольким некопирующим друг друга источникам. И не забывать указывать источники информации, которыми ученики пользуются при написании этих докладов.

9. Разбирайте конфликты беспристрастно. Это довольно сложная тема для людей, которые оказались эмоционально вовлечены в тот или иной конфликт. Проявить беспристрастность и разобраться в позициях сторон проще, когда они тебя не касаются лично. Начинайте такую практику разбора конфликтов с конфликтов в литературе, истории (лучше тех, в которых не участвовала наша страна). Постепенно ученики научатся видеть и понимать причины конфликтов даже будучи вовлеченными в них. И это важно для умения решать конфликты, регулировать их, прекращать в нужный момент, решать их, не обижая стороны. Все то же самое касается и полемики, дебатов, столкновении противоположных взглядов и мнений. Очень важно не терять хладнокровия и связи со своим критическим мышлением в этот момент, чтобы потом не жалеть о своем поведении.

10. Учите детей отличать рекламу от информации. Не откроем Америку, если скажем, что многие рекламные объявления, доносящие до нас какой-то важный информационный посыл, мягко говоря, лукавят, выставляя факты (если они есть вообще в рекламном сообщении) таким образом, чтобы они подкрепляли выводы о нужности того или иного товара или услуги. Два вопроса, которые помогут всегда критически оценивать подобную информацию: кто делится этой информацией и почему/зачем?

11. Учите детей оценивать надежность источников информации. Поскольку мы все больше находимся в интернете и получаем информацию оттуда, важно научить детей отличать надежные источники информации от ненадежных. При рассмотрении какого-либо сайта, обращайте внимание на то, кто его создатель, насколько авторитетный вес издание имеет среди экспертов и специалистов. Насколько часто обновляется информация, насколько она соответствует актуальности. Есть ли доказательства в других источниках информации, подтверждающие мнение автора?

12|| Соотносите описываемые события с реальностью. Когда вы смотрите с детьми какой-то фильм или читаете книгу, после просмотра или прямо во время него (так же и с чтением) спрашивайте у детей, насколько реально то, что показывают в фильме или описывают в книге, может ли так быть на самом деле. И если нет, то почему? Что может помешать этому осуществиться?

По материалам:

02.09.2019 14:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП